Концепция государственной информационной политики

 

Концепция ГИП строится на следующих базовых принципах:

1) принцип открытости политики (все основные мероприятия информационной политики открыто обсуждаются обществом, и государство учитывает общественно мнение);

2) принцип равенства интересов (политика в равной степени учитывает интересы всех участников информационной деятельности вне зависимости от их положения в обществе, формы собственности и государственной принадлежности);

3) принцип системности (реализация принятых решений по изменению состояния одного из объектов регулирования предполагает учет последствий для состояния других и всех в совокупности объектов);

4) принцип приоритетности отечественного производителя (при наличии равных условий приоритет отдается конкурентоспособному отечественному производителю информационно-коммуникационных средств, продуктов и
услуг);

5) принцип социальной ориентации (основные мероприятия ГИП должны быть направлены на обеспечение социальных интересов граждан России);

6) принцип государственной поддержки (мероприятия государственной информационной политики, направленные на информационное развитие социальной сферы, финансируются преимущественно государством);  

7) принцип приоритетности права (развитие и применение правовых и экономических методов имеют приоритет перед любыми формами административных решений проблем информационной среды).

Рассматривая ГИП применительно к средствам массовой информации, авторы Концепции отмечают, что переход России к информационному обществу неизбежен и необходим, он неразрывно связан с дальнейшей демократизацией политической и общественной жизни и предполагает презумпцию открытости информации для граждан и защиту их информационных прав. Кроме этого, говорится в Концепции, переход России к новому типу экономического развития, гражданскому обществу и правовому государству, политический плюрализм порождают огромную общественную потребность в информации, что обуславливает особую роль СМИ в жизни общества не только как объекта информационной политики, но и как ее субъекта. В силу большой значимости СМИ на современном этапе развития нашего общества и наличия большого числа проблем в сфере средств массовой информации в Концепции признается необходимость непосредственного вмешательства государства в регулирование деятельности печати, радио- и телевещания через реализацию государственной информационной политики.

В концепции ГИП выделяется несколько направлений регулятивного вмешательства государства в сфере действия средств массовой коммуникации:  

1) недопущение подчинения СМИ конъектурным интересам власти и бизнеса и усиления возможностей их влияния на средства массовой информации (речь идет о прямом нажиме, снабжении СМИ неполной, неопределенной, искаженной или ложной информацией, откровенной дезинформацией, умышленной недоговоренности, сращении структур власти, бизнеса, прессы и т.д.);

2) регулирование уровня концентрации и монополизации средств массовой информации (высокий уровень концентрации и монополизации способствует уменьшению независимых источников информации, сосредоточению СМИ в руках представителей экономической элиты и т.д.);

3) защита интересов региональных рынков массовой информации и содействие развитию местных СМИ;

4) совершенствование национального законодательства в части гарантии свободы слова и информации, свободного распространения массовой информации, в том числе на трансграничном уровне, недопущение распространения насилия и нетерпимости через СМИ, обеспечения плюрализма средств массовой информации, доступа к официальной информации.

Право на информацию – одно из ведущих прав гражданина и человека, получившее отражение как в международных правовых актах, так и в Конституции Российской Федерации, других законах РФ. Оно должно обеспечить право российских граждан на оперативный поиск, получение, производство и распространение достоверных сведений на законных основаниях, в том числе о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений и их должностных лиц.

В Концепции государственной информационной политики в разделе «Информационное право» число объектов, на которое это право распространяется, увеличивается, т.е. кроме как о правах граждан, речь идет об информационных правах «юридических лиц и государства», которые также имеют право «на свободное получение, распространение и использование информации, защиту конфиденциальной информации и интеллектуальной собственности». В качестве основных положений ГИП в области информационного права Концепция предлагает следующее:

  • «государство исходит из принципа безусловного правового равенства всех участников процесса информационного взаимодействия вне зависимости от их политического, социального и экономического статуса;

  • государство совершенствует существующее и разрабатывает новое законодательство и нормативно-правовую базу информационных отношений в обществе, а также осуществляет контроль за безусловным исполнением законодательства;

  • ограничения доступа к информации есть исключение из общего принципа открытости информации и осуществляется только на основе законодательства;

  • ответственность за сохранность информации, ее засекречивание и рассекречивание персонифицируется;

  • государство законными средствами обеспечивает защиту общества от ложной, искаженной и недостоверной информации, поступающей через средства массовой информации;

  • государство обеспечивает предоставление гражданам универсальной общественной информационной услуги, способствует доступу к мировым информационным ресурсам, глобальным информационным сетям»