МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ
(электронное пособие)

Е.В.Ахмадулин 









 
 

ГЛОССАРИЙ

 

ПОНЯТИЙНО-ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

 

 

 

 
Агитация (от лат. agition - приведение в движение, побуждение к чему-либо) - воздействие на аудиторию путем демонстрации примера для подражания, призыва, морального стимула с целью убедить в чем-либо, склонить к чему-либо.

Аксиальный коммуникативный процесс предполагает передачу информации определенным единичным адресатам.

Аудитория массовая - численно неопределенная часть общества, имеющая постоянный, периодический или эпизодический контакт со средствами массовой информации. В массовой аудитории выделяются: расчетная, на которую специально ориентировано  конкретное СМИ; реальная, сформированная вокруг конкретного издания; и потенциальная, которую редакция того или иного издания рассчитывает привлечь дополнительно.

Жанры журналистики – это своеобразные формально-содержательные модели текстов, сложившиеся в журналистской практике и обозначающие тип журналистского произведения.

В отечественной теории и практике сложились три группы жанров: информационные, аналитические и художественно-публицистические.

Журнализм - информационное коммуникаторство или информационная медиация, способ, тип деятельности, связанный с поиском и передачей актуальной социальной информации в ритмизированной, дискретной форме массовой вероятностной анонимной аудитории. (Л.Т. Свитич)
Журналистика - социальная система, предназначенная для поиска, переработки и дискретной передачи актуальной социальной информации с помощью специализированных коммуникационных средств (печать, радио, телевидение, интернет) неопределенной массовой аудитории с целью информирования ее, социального адаптирования, а также отражения и формирования общественного мнения.

Под журналистикой понимают также особый социальный институт, систему различных учреждений, систему видов деятельности; совокупность профессий; систему произведений; комплекс каналов передачи массовой информации. (С.Г.Корконосенко, Е.П.Прохоров, В.В. Тулупов)

Журналисты - штатные и внештатные работники редакции, которые по редакционному уставу определяют направление и характер заданий или программ, ведут авторскую, редакторскую, организационную работу по сбору, обработке, компоновке массовой информации в номера газет и журналов, программы радио и телевидения, выпуски агентской информации и т.д. (Е.П. Прохоров)
Идеология - совокупность общественных идей, теорий, взглядов, которые отражают и оценивают социальную действительность с точки зрения интересов определенных социальных групп, социальных институтов, политических и общественных объединений.
Информация - совокупность сведений, сообщение о чем-либо.
Исторические типы журналистики - устойчивые образования систем массовой коммуникации, сложившиеся под влиянием социально-политической организации общества, общественных интересов (идей), культурно-образовательных и технико-экономических системоформирующих факторов.
Канал - средство массовой информации (газеты, журналы, теле- радиопрограммы) и технические средства тиражирования, трансляции и ретрансляции, предназначенные для "доставки" информации массовой аудитории.
Коммуникативный фактор эффективности сообщения связан с восприятием информации, выбором, усвоением, оценкой сообщения.
Коммуникатор - субъект, который сообщает о чем-либо объекту. В понятие коммуникатор входит все, что, так или иначе, связано с поиском информации, отбором, контролем этого отбора, обработкой (создание текста), компоновкой в виде номеров газет или телерадиопрограмм.
Коммуникант - получатель сообщения в коммуникационном процессе.
Коммуникация - общение на основе информации; социально-культурное взаимодействие людей, групп, организаций, государств и регионов посредствам информационных связей. (Л.М. Землянова)
Контрольно-правовые органы - организации, учреждения, общественные и профессиональные объединения, регулирующие правовые, этические отношения журналистики с индивидуумом, обществом и государством.
Культурно-образовательный системоформирующий фактор журналистики способствует формированию потенциальной аудитории, ее запросов к количеству и качеству производимой массовой информации, а также регулирует возможности интерпретации полученной информации.
Масс-медиа ( англ. massmedia) - комплекс различных средств, используемых для доставки информации массовой аудитории. В перечень этих средств, помимо традиционных СМИ, входят книги, брошюры, кино, видеокассеты, диски и др.
Массовая культура - популярная, потребительская культура, рассчитанная на невзыскательные вкусы аудитории.
Межличностная коммуникация - общение двух или нескольких собеседников, в процессе которого роли коммуникатора и коммуниканта постоянно меняются.
Непериодические издания - книги и брошюры (художественные, научные, научно-популярные, учебные, производственные, справочные, программные, методические, официально-документальные и др.).

Общественное мнение - проявление общественного сознания, выражающееся в массовых оценках социальными группами актуальных проблем; суждение общества о чем-либо, выражает позицию одобрения или осуждения, регулирует поведение индивидов и социальных групп, насаждает определенные нормы общественных отношений. (В.В. Тулупов)

Общественные интересы (ОИ) - системоформирующий фактор журналистики, включающий в себя различные виды мировоззрений, идеологий, бытующих в обществе, других специфических интересов и "отвечающий" за характер общественного мнения и издательские (продюсерские) концепции и типологические модификации средств массовой информации.
Онтология (от греч. оntos - сущее и  logos - слово; понятие, учение) - учение о бытии (в отличие от гносеологии - учение о познании), в котором исследуются  всеобщие основы, принципы бытия, его структура и закономерности.
Паралингвистический параметр сообщения: для печатных СМИ - это полиграфические характеристики текста, верстка, выбор шрифтов, оформление заголовков, рубрик, лидов и т. п.; для электронных СМИ (устной коммуникации) - это высота и тембр голоса, артикуляционные характеристики, темп речи, манера говорить и т.п.
Пентада Лассуэлла - пятиэлементная формула американского ученого Гарольда Лассуэлла, в которой процесс массовой коммуникации представлен вопросами: "кто сообщает?", "что именно?", "по каким каналам?", "кому?", "с каким эффектом?".
Периодические издания (газеты, еженедельники, журналы) - регулярно выходящие издания. Периодичность их характеризуется числом номеров или выпусков за определенный, строго фиксированный промежуток времени - день, неделя, месяц.
Печать - совокупность способов и приемов получения изображения на бумаге и других материалах путем перенесения красочных слоев с печатной формы; процесс получения печатных оттисков; печатные издания, в том числе периодические (газеты, журналы).

Плюрализм (от лат. pluralis - множественный) - противопоставляет политико-идеологическому монизму (от греч. monos - один) множество общественных интересов различных социальных групп и социальных институтов.

Посткоммуникативный фактор эффективности сообщения - влияние информации на сознание и социальное поведение членов аудитории.
Пресса (от слова "пресс" - печатный станок) - печатные периодические издания (газеты, журналы).
Продолжающиеся издания - выходящие по мере накопления материала, но сохраняющие при этом общее название, символику (логотип) и обозначение последовательности (выпуск, номер).
Пропаганда (от лат. propaganda - подлежащее распространению) - распространение политических, философских, религиозных, экономических, научно-технических и иных идей и знаний с целью формирования в общественном сознании определенного мировоззрения.
Публицистика - род произведений, посвященный актуальным проблемам и явлениям текущей жизни общества. Публицистика существует в словесной (письменной и устной), графически - изобразительной (плакат, карикатура), фото- и кинематографической, театрально - драматической и др. формах. В системе журналистики П. является одной из распространенных форм массовой информации.
Публичная коммуникация - передача информации путем общения коммуникатора с некой группой коммуникантов (аудиторией), при которой обмен ролей может происходить лишь частично (в малых группах) или не происходить вообще (выступление оратора на митинге).
Рекреативная функция (от лат. recreation - восстановление) - способствует снятию усталости и напряжения, восстановлению и укреплению душевного покоя и равновесия путем создания условий для отдыха, интересного проведения досуга.
Релаксация (от лат. relaxation - расслабление). См.: Рекреативная функция.
Ретиальный коммуникативный процесс предполагает передачу информации некому множеству вероятных или возможных приемников.
Семантические помехи коммуникации возникают из-за сложности лексики (терминология, неологизмы, фразеология), сокращений, фонетических особенностей (нечеткость артикуляции, различие произношения), сложности грамматики, синтаксических конструкций, стиля.
Система - это множество взаимосвязанных элементов, образующих определенную целостность.
Системный подход - направление методологии познания, в основе которого лежит исследование  объектов как систем.
Социально - политическая организация общества (СПОО) - системоформирующий фактор журналистики, способствующий регулированию системы путем формирования законодательной базы, создания специфических общественных и государственных институтов (субъектов управления) по контролю за деятельностью производства и распространения массовой информации.
Социальные институты - государственные, хозяйственные органы, профсоюзные и другие организации, партии, ассоциации, функционирующие в сфере распространения средств массовой информации и деятельность которых обсуждается в произведениях журналистов с целью принятия ими определенных решений.          (Е.А. Прохоров)
Средства массовой информации (СМИ) - специализированные носители массовой информации (газеты, журналы, программы радио, телевидения и др.), предназначенные для распространения социально значимой информации неопределенной массовой аудитории на широком информационном пространстве.
Средства массовой коммуникации - включают в себя весь производственно - распространительный комплекс системы массовой коммуникации: коммуникатора как инициатора массового социального общения с аудиторией и внутри нее, носители и каналы массовой информации (СМИ) и саму массовую информацию как средство общения.
Тексты - произведения журналистов, официальные документы, сообщения агентств, рекламные и другие информационные материалы, предназначенные для публикации, отобранные, отредактированные и скомпонованные в номера, программы, выпуски.
Технико - экономический и технологический (ТЭТ) системоформирующий фактор журналистики способствует экономической самодостаточности системы и формированию носителей (каналов) массовой информации, их возможностей в оперативной и удобной для аудитории форме компоновать журналистскую информацию, тиражировать ее и доставлять массовой аудитории.
Толерантность (от лат. tolerantia - терпение) - терпимое отношение к существованию в обществе различных идей, взглядов, программ, интересов и т.п.
Учредитель - государственная или общественная организация, профессиональные и творческие союзы, ассоциации и общества, группы граждан и отдельные лица, содержащие газетные или журнальные предприятия, теле- и радиокомпании, продюсерские фирмы и т. д., располагающие правами владельцев и/или руководителей соответствующих производителей и распространителей массово-информационной продукции. Деятельность "учредителя" регламентируется законодательством (возможна замена термина "учредитель" на "владелец", вещатель).
Функция - (от лат. functio - исполнение, осуществление) - деятельность, обязанность, назначение; внешнее проявление свойств объекта в данной системе отношений к целому, системе.
Экстралингвистический параметр сообщения связан с внешней лингвистикой, изучающей совокупность, этнических, исторических, социальных, географических и других факторов, обусловленных развитием, распространением и функционированием языка.

 
 
Написать web-мастеру

Допущено Южно-Российским УМО по классическому университетскому образованию
в качестве учебного пособия для магистрантов по направлению 031300 - журналистика