МОДЕЛИРОВАНИЕ
КАК МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ
Целостное изучение такой
сложной социальной системы как массовая коммуникация
невозможно без определенных методик формализации, типологизации и моделирования. Качественно различным
социальным системам присущи аналогичные, особенно
структурные и функциональные закономерности, законы
организации. Методологической основой моделирования
социальных систем является, прежде всего, учение о единстве
и взаимосвязи предметов и явлений.
Моделирование превратилось в
общенаучный инструмент познания.
"По-видимому, не будет
большой натяжкой утверждение, - отмечает
К.Б. Батароев, -
что никакая теория не может существовать без модели или
группы моделей, независимо от того, являются ли они по своим
конструктивным особенностям математическими, естественно -
научными или социальными".
Модели образуют как бы логический каркас теории. Они
заключают в себе ту меру абстракции, которая отражает
научное понимание системы журналистики, как и любой системы,
ее функций и закономерностей в данное историческое время. И
чем больше мы будем знать об элементах, структуре и функциях
журналистики, тем точнее может быть построена модель, а
значит, и более репрезентативной, более адекватной
существующим в действительности процессам массовой
коммуникации будет созданная на основе модели теория
журналистики.
Все модели, так или иначе,
носят информационный характер. Их можно разделить по форме
на наглядные (макеты), абстрактные (математические и
мнемонические) и графические, которые выполняются в виде
схем, графиков, карт, чертежей и сочетают в себе достоинства
наглядных и точность абстрактных моделей. Именно последний
вид информационных моделей широко применяется теоретиками
журналистики.
Ранее мы уже познакомились с
моделями массовой коммуникации
Г. Лассуэлла и
М. де Флера.
Недостатком их считается отсутствие в процессе массовой
коммуникации социальных факторов, включающих коммуникатора и
реципиента в конкретную социальную среду. Рассмотрим другие
модели МК западных и российских исследователей.
Знакомство с ними
представляет большой интерес, как для исследователей
журналистики, так и для студентов факультетов журналистики в
плане системного подхода к процессу изучения всей
совокупности предметов специализации по специальности
"журналистика". |
|
|