МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ
(электронное пособие)

Е.В.Ахмадулин 









 
 

МОДЕЛИ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ

 

 

МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ

Целостное изучение такой сложной социальной системы как массовая коммуникация невозможно без определенных методик формализации, типологизации и моделирования. Качественно различным социальным системам присущи аналогичные, особенно структурные и функциональные закономерности, законы организации. Методологической основой моделирования социальных систем  является, прежде всего, учение о единстве и взаимосвязи предметов и явлений.

Моделирование превратилось в общенаучный инструмент познания. "По-видимому, не будет большой натяжкой утверждение, - отмечает К.Б. Батароев, - что никакая теория не может существовать без модели или группы моделей, независимо от того, являются ли они по своим конструктивным особенностям  математическими, естественно - научными или социальными".  Модели образуют как бы логический каркас теории. Они заключают в себе ту меру абстракции, которая отражает научное понимание системы журналистики, как и любой системы, ее функций и закономерностей в данное историческое время. И чем больше мы будем знать об элементах, структуре и функциях журналистики, тем точнее может быть построена модель, а значит, и более репрезентативной, более адекватной существующим в действительности процессам массовой коммуникации будет созданная на основе модели теория журналистики.

Все модели, так или иначе, носят информационный характер. Их можно разделить по форме на наглядные (макеты), абстрактные (математические и мнемонические) и графические, которые выполняются в виде схем, графиков, карт, чертежей и сочетают в себе достоинства наглядных и точность абстрактных моделей. Именно последний вид информационных моделей широко применяется теоретиками журналистики.

Ранее мы уже познакомились с моделями массовой коммуникации Г. Лассуэлла и М. де Флера. Недостатком их считается отсутствие в процессе массовой коммуникации социальных факторов, включающих коммуникатора и реципиента в конкретную социальную среду. Рассмотрим другие модели МК западных и российских исследователей.

Знакомство с ними представляет большой интерес, как для исследователей  журналистики, так и для студентов факультетов журналистики в плане системного подхода к процессу изучения всей совокупности предметов специализации по специальности "журналистика".

   


 

Вопросы
для обсуждения

 

Задание для самостоятельной работы

 

Список литературы

 
Написать web-мастеру

Допущено Южно-Российским УМО по классическому университетскому образованию
в качестве учебного пособия для магистрантов по направлению 031300 - журналистика