МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ
(электронное пособие)

Е.В.Ахмадулин 









 
 

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ
ВОЗНИКНОВЕНИЯ МК
         

    Информационно-коммуникативные отношения

Структура и механизм коммуникации

   


ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

И тогда родилось Слово
Функции коммуникации

 

 

Коммуникация
доисторических людей

Массовая коммуникация является, прежде всего, порождением информационно-коммуникативных отношений людей в сообществе. Говорят: сначала было слово. На самом деле,  "информация" как сообщение, или как средство общения (коммуникации) существовала задолго до появления "слова" как вербального средства общения. На генетическом уровне невербальная информация (жесты, мимика, звуки, запахи и т.д.) применялась в животном мире задолго до появления человека.

Доисторический пращур человека, прежде, чем стать "Homo sapiens", общался с себе подобными с помощью нехитрого набора звуков и жестов, узнаваемых другими членами сообщества (стада).

Однако в отличие от животных, у которых образцы поведения, характер информации и общения заложены на генетическом уровне, у доисторического человека образцы поведения не все врожденные.

Человеческое общение - и в этом его принципиальная особенность - носит осмысленный характер. Человек вступает в коммуникацию сознательно, использует знаки (на ранней стадии - жесты, звуки, рисунки) для передачи информации намеренно. При этом он понимает их отношение к обозначаемому в целом так же, как любой другой участник коммуникативного процесса, то есть опирается на разделяемое значение знака.

 

         ЯЗЫК ЖЕСТОВ ИНДЕЙЦЕВ МАЙЯ

 

ДРЕВНЯЯ МЕКСИКА. РОСПИСЬ В БОНАМПАКЕ.

Язык жестов

Многие правила поведения вырабатывались  в примитивном социуме на основании приобретенного опыта. Большая зависимость от природы, окружающего мира выдвигала на первый план задачи выживания, воспроизведения себе подобных, воспитания молодого поколения до самостоятельного уровня. Все это требовало разделения труда, выполнения разными членами сообщества определенных функций, координации этих функций в сообществе, передачи опыта, навыков из поколения в поколение, что вызывало необходимость пользования негенетической, оперативной информацией. Объем и содержание такого рода информации в социуме увеличивался и усложнялся. Невербальный язык жестов и звуков не мог уже обеспечить возросшие потребности сообщества в коммуникации. Нужен был другой инструмент передачи информации и общения по поводу нее.

И тогда родилось слово

Как заметил известный американский популяризатор-филолог Франклин Фолсом, Homo sapiens (человек разумный) - это Homo loquens (человек говорящий).

Теперь можно было поделиться опытом, где и как лучше добывать пищу, навыками и приемами охоты, способами (рецептами) приготовления еды, дать команду (ценные указания), просто обменяться сведениями об увиденном и услышанном. Человеческое общение невозможно без освоения индивидом социального опыта: каждый член общества постепенно учится понимать и использовать знаки (язык), позволяющие ему вступать в контакт с другими.

Слова и знаки

 В процессе коммуникации человек способен апеллировать к прошлому и будущему, пользоваться абстрактными понятиями и типическими образами.

Таким образом, "изобретение" вербального языка стало первой революцией в области коммуникации. Более того, язык способствовал аккумулированию, накоплению информации, становясь тем самым хранилищем знаний. Из уст в уста передавались особо запомнившиеся события, легенды, мифы, сказки, предания, а также нормы поведения, табу, ритуалы, закрепляемые в традициях конкретного рода, племени, родоплеменных объединений и государственных образований.

Функции коммуникации

Американский исследователь истории и процессов коммуникации Гарольд Лассуэлл писал о значении возникновения коммуникации в жизни общества как о механизме, с помощью которого существуют и развиваются человеческие отношения; распространяются в пространстве и сохраняются во времени все символы сознания; осуществляются следующие функции:

Действительно, человек как существо социальное находится в постоянном взаимодействии с другими членами общества. С помощью общения люди координируют свои поступки в окружающем мире и в социуме, обмениваются накопленным опытом (назовем это межличностной пространственной коммуникацией). Коллективный же опыт в виде навыков, умений, знаний, норм, ценностей, традиций, совокупность которых и составляет культуру, передается путем общения одного или нескольких знатоков этого опыта (коммуникатор) с некой группой людей (аудиторией) следующим поколениям.  Назовем это коллективной (публичной) коммуникацией во времени. Таким образом,  помимо целей успешной координации действий людей в сообществе, коммуникация обеспечивает преемственность социальной организации во времени.

 
 

Вопросы
для обсуждения

 


Задание для самостоятельной работы

 

 

Список литературы

 
Написать web-мастеру

Допущено Южно-Российским УМО по классическому университетскому образованию
в качестве учебного пособия для магистрантов по направлению 031300 - журналистика