МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ
(электронное пособие)

Е.В.Ахмадулин 









 
 

МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ
КАК ЦЕЛОСТНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА

 

Социальные системы
             Компоненты системы

 

Системный подход, т.е. "направление методологии специально-научного познания и социальной практики, в основе которого лежит   исследование объектов как систем", получил распространение в различных науках еще в начале прошлого столетия.

И вызвано это было тем, что в целом ряде областей науки видное место стало отводиться проблемам организации и функционирования сложных объектов. Поэтому познание начало оперировать системами, рамки и элементы которых далеко не ясны и требуют специальных исследований.

Системный подход - это качественно более высокий, нежели просто предметный способ исследования. Это переход от познания отдельного к общему, от однозначного к многозначному, от абстрактного к конкретному, от одномерного к  полимерному, от линейного к нелинейному и т.д.

Если исходить из того, что система - это множество взаимосвязанных элементов, образующих определенную целостность и это целостное образование приобретает новые качественные характеристики, не содержащиеся в образующих его компонентах то, несомненно, массовая коммуникация является сложной многокомпонентной и многофункциональной системой, органически входящей в социальную систему общества в целом.

 

 

В определениях социальных систем существуют разные подходы, в зависимости от исследовательских задач. Наиболее полный набор этих подходов дает В.Г. Афанасьев. "Познать целое, целостную систему, - пишет он, - это значит отразить в сознании человека, в определенных понятиях, категориях, теориях его внутреннюю природу, его характерные черты, стороны, особенности."

Познать целое - значит раскрыть:

  • его сущность, качественную специфику, присущие ему системные, интегративные качества;

  • его состав, количественную и качественную характеристику его частей, компонентов, их координацию и субординацию, главную из частей, то есть ту основу, на которой, прежде всего, и держится система; их разнокачественность и противоречивость, являющиеся важным источником движения, развития целого;

  • его структуру, то есть внутреннюю организацию, взаимосвязь компонентов, установив при этом, почему эти компоненты сочетаются, взаимодействуют именно так, а не иначе, почему, взаимодействуя, они образуют именно данное, а не другое целое;

  • его функции, то есть его активность, жизнедеятельность, равно как и функции частей, установив при этом, как эти последние "работают" на общие функции;

  • его интегративные, системные факторы, механизмы, обеспечивающие целостность системы, ее совершенствование и развитие, взаимодействие;

  • его коммуникации с внешней средой, в том числе связь с более обширным целым, частью которого оно само является;

  • его историю, начало и источник возникновения, становления, тенденции и перспективы развития, превращение в качественно новую целостную систему.

 

Компоненты системы

Связь между компонентами системы настолько тесна и существенна, что изменение одного из них вызывает изменение других, а нередко и системы в целом. Наличие столь тесной органичной связи компонентов и служит основанием того, что во взаимодействии со средой система всегда выступает как нечто единое, обладающее качественной определенностью. При этом система активно воздействует на свои компоненты, преобразуя их соответственно собственной природе. В результате исходные компоненты теряют некоторые свойства, которыми обладали до вхождения в систему, приобретают новые свойства. При образовании систем нередко образуются новые компоненты, отсутствовавшие ранее.

Системы социального порядка, каковой является и журналистика, не механический конгломерат, не произвольно созданное образование, а объективно существующая совокупность органично связанных социальных феноменов. Поэтому необходимо исследовать связи и взаимодействия в реально существующей системе журналистики,  а не в ее мысленном, гипотетическом представлении.

Следуя методологии В.Г. Афанасьева, внутренние свойства системы характеризуются системно-компонентным, системно-структурным, системно- функциональным и системно- интегративным аспектами.

 

  
 
 

Вопросы
для обсуждения

 

Задание для самостоятельной работы

 

Список литературы

 
Написать web-мастеру

Допущено Южно-Российским УМО по классическому университетскому образованию
в качестве учебного пособия для магистрантов по направлению 031300 - журналистика