|
|
|
Системный подход, т.е.
"направление методологии специально-научного познания и
социальной практики, в основе которого лежит исследование
объектов как систем",
получил распространение в различных науках еще в начале
прошлого столетия.
И вызвано это было тем, что
в целом ряде областей науки видное место стало отводиться
проблемам организации и функционирования сложных объектов.
Поэтому познание начало оперировать системами, рамки и
элементы которых далеко не ясны и требуют специальных
исследований.
|
Системный подход
- это качественно более высокий, нежели
просто предметный способ исследования. Это переход от
познания отдельного к общему, от однозначного к
многозначному, от абстрактного к конкретному, от одномерного
к полимерному, от линейного к нелинейному и т.д.
Если исходить из того, что
система
- это множество взаимосвязанных элементов,
образующих определенную целостность и это целостное
образование приобретает новые качественные характеристики,
не содержащиеся в образующих его компонентах то, несомненно,
массовая коммуникация является сложной многокомпонентной и
многофункциональной системой, органически входящей в
социальную систему общества в целом.
В определениях социальных
систем существуют разные подходы, в зависимости от
исследовательских задач. Наиболее полный набор этих подходов
дает
В.Г. Афанасьев.
"Познать целое, целостную систему,
-
пишет он,
- это значит отразить в сознании человека, в
определенных понятиях, категориях, теориях его внутреннюю
природу, его характерные черты, стороны, особенности."
Познать целое
- значит раскрыть:
-
его сущность, качественную
специфику, присущие ему системные, интегративные качества;
-
его состав, количественную и
качественную характеристику его частей, компонентов, их
координацию и субординацию, главную из частей, то есть ту
основу, на которой, прежде всего, и держится система; их разнокачественность и противоречивость, являющиеся важным
источником движения, развития целого;
-
его структуру, то есть
внутреннюю организацию, взаимосвязь компонентов, установив
при этом, почему эти компоненты сочетаются, взаимодействуют
именно так, а не иначе, почему, взаимодействуя, они
образуют именно данное, а не другое целое;
-
его функции, то есть его
активность, жизнедеятельность, равно как и функции частей,
установив при этом, как эти последние
"работают" на общие
функции;
-
его интегративные, системные
факторы, механизмы, обеспечивающие целостность системы, ее
совершенствование и развитие, взаимодействие;
-
его коммуникации с внешней
средой, в том числе связь с более обширным целым, частью
которого оно само является;
-
его историю, начало и
источник возникновения, становления, тенденции и перспективы
развития, превращение в качественно новую целостную систему.
Связь между компонентами
системы настолько тесна и существенна, что изменение одного
из них вызывает изменение других, а нередко и системы в
целом. Наличие столь тесной органичной связи компонентов и
служит основанием того, что во взаимодействии со средой
система всегда выступает как нечто единое, обладающее
качественной определенностью. При этом система активно
воздействует на свои компоненты, преобразуя их
соответственно собственной природе. В результате исходные
компоненты теряют некоторые свойства, которыми обладали до
вхождения в систему, приобретают новые свойства. При
образовании систем нередко образуются новые компоненты,
отсутствовавшие ранее.
Системы социального порядка,
каковой является и журналистика, не механический
конгломерат, не произвольно созданное образование, а
объективно существующая совокупность органично связанных
социальных феноменов. Поэтому необходимо исследовать связи и
взаимодействия в реально существующей системе журналистики,
а не в ее мысленном, гипотетическом представлении.
Следуя методологии В.Г.
Афанасьева, внутренние свойства системы характеризуются
системно-компонентным, системно-структурным, системно-
функциональным и системно- интегративным аспектами.
|
|
|