МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ
(электронное пособие)

Е.В.Ахмадулин 









 
 

ВВЕДЕНИЕ В ДИСЦИПЛИНУ         

   

К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ «МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ»

Категориально-понятийный аппарат теории массовой коммуникации имеет множество толкований и разночтений. Это свидетельствует о молодости и большом потенциале науки о системах коммуникации.

Массовая коммуникация - это сложная многокомпонентная и многофункциональная система, органически входящая в социальную систему общества в целом. И естественно, что ее следует рассматривать в рамках системного подхода и современных типологических концепций. С этих позиций можно сформулировать следующее определение :

 

Массовая коммуникация - это социальная система, предназначенная для поиска, переработки и дискретной передачи актуальной социальной информации с помощью специализированных коммуникационных средств (печать, радио, телевидение, интернет и др.) неопределенной массовой аудитории с целью информирования ее,  социального адаптирования, а также отражения и формирования общественного мнения.

Тип систем МК обусловливается социально-политической организацией общества, общественными интересами, культурно-образовательными и технико-экономическими системоформирующими факторами.

Термины массовой коммуникации

Коммуникатор

Коммуникатор - это субъект, который сообщает о чем-то объекту для последующего общения. В понятие "коммуникатор" входит все, что, так или иначе, связано с источниками информации, их отбором, контролем этого отбора (вплоть до цензуры в некоторых системах журналистики), обработкой (создание текста), компоновкой в виде номеров газет или телерадиопрограмм. Основная роль здесь принадлежит журналистам – людям, профессионально занимающимся сбором информации и созданием первичных текстов.

Средства массовой информации

 

Средства массовой информации (СМИ) - это специализированные носители массовой информации (газеты, журналы, программы радио, телевидения и др.), предназначенные для распространения (трансляции) социально значимой информации неопределенной массовой аудитории на широком информационном пространстве. СМИ выступают и как технические "усилители", делая информацию массовой и максимально доступной для аудитории во времени и пространстве.

Mass media

Наиболее близок к понятию СМИ англоязычный  термин "mass media", трактуемый в американских справочниках как комплекс различных средств, используемых для доставки информации массовой аудитории. При этом в перечень этих средств доставки информации, помимо традиционных СМИ, входят книги, брошюры, кино, видеокассеты, диски и др.

Массовая коммуникация и массовая информация

Понятия "массовая коммуникация" и "массовая информация" неразрывно связаны между собой, но отражают разные процессы. Люди, контактирующие со средствами массовой информации (а это и есть массовая аудитория), получают массовую информацию не только для приобретения нового знания но и для общения между собой в едином коммуникационном пространстве.

Ежедневно выдаваемый по каналам СМИ информационный поток настолько мощен и многообразен, что никто и ничто не может охватить его весь (объять необъятное). Поэтому различные аудиторные группы (неформальные) сами выбирают для себя источники информации (газеты, журналы, программы телевидения или радио) и характер этой информации.

Тем не менее, эта выборочная, разная по своему типу, характеру и содержанию информация служит эффективным средством массовой коммуникации (социального общения) в обществе, большую часть которого и составляет аудитория журналистики.

Средства массовой коммуникации

В понятие "средства массовой коммуникации" (СМК) включаются не только носители, каналы как проводники массовой информации (СМИ), но и сама массовая информация, а также коммуникатор как инициатор массового социального общения с аудиторией и внутри нее.

 

 

Вопросы
для обсуждения

 


Задания для
самостоятельной работы

 

 

Список литературы

 
Написать web-мастеру

Допущено Южно-Российским УМО по классическому университетскому образованию
в качестве учебного пособия для магистрантов по направлению 031300 - журналистика