МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ
(электронное пособие)

Е.В.Ахмадулин 









 
 

МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ
КАК ЦЕЛОСТНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА

 

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Модель коммуникации Г.Лассуэлла

Система массовой коммуникации, как и всякая система социального порядка, активна, деятельна, что проявляется, прежде всего, в ее функциях. Функция системы есть интегративный результат функционирования ее компонентов, а функции самих компонентов во многом вытекают из воздействия на них общесистемных функций.

Функции выступают и как формы, способы проявления активности, жизнедеятельности системы и ее компонентов, и как формы поведения, способствующие сохранению компонентов и системы, и как взаимосвязь, определяющая порядок включения компонентов, частей в целое.

Зачастую функции играют роль основы или условия возникновения новых компонентов. И в этом случае новые компоненты являются материализацией функций, результатом удовлетворения потребностей системы.

Функциональная зависимость имеет место между отдельными компонентами данной системы; между компонентами и системой в целом; между системой в целом и другой более широкой системой, компонентом которой является сама система журналистики, например, системой политики, культуры, экономики и т. п. При этом одни компоненты системы журналистики функционируют одновременно рядом друг с другом, как, например, печать, радио, телевидение, другие последовательно друг за другом (коммуникатор - канал - информационный поток - реципиент). Иными словами, функции компонентов согласованы во времени и пространстве, а их регулирование осуществляется или путем координации (согласование функций компонентов по горизонтали), или с помощью субординации (согласование функций по вертикали - подчиненность функций одних компонентов другим и всех компонентов системы в целом).

Для исследователей систем журналистики одной из важнейших задач является выявление социальной детерминированности, причиной обусловленности функциональных связей в системе и самой системы.

 

Ярким примером структурно-функционального подхода в описании системы журналистики является знаменитая "пентада" (пятиэлементная формула массовой коммуникации) Гарольда Лассуэлла. Свою статью «Структура и функции коммуникации в обществе» американский политолог Г. Лассуэлл начал словами, ставшими известными среди специалистов во всем мире, как формула или "пентада" Лассуэлла: "Самый удобный способ описания процесса коммуникации состоит в ответе на следующие вопросы: а) кто сообщает, б) что именно, в) по каким каналам, г) кому, д) с каким эффектом». Если ее перевести в графическую модель, получим схему, представленную на рис 6.

 

Рис. 6

Эта формула была использована в нескольких направлениях, но в основном в целях организации структурных исследований массовой коммуникации.

"Исследование процесса массовой коммуникации - писал Лассуэлл, - тяготеет к одному из этих вопросов. Ученые, интересующиеся вопросом "кто" (т.е. коммуникатором), имеют дело с факторами, порождающими и направляющими коммуникативный акт. Мы называем этот элемент рассматриваемой системы анализом контроля. Специалисты, концентрирующие внимание на "что", занимаются анализом содержания. Те, кого в первую очередь интересуют радио, пресса, кино и другие каналы, анализируют средства массовой коммуникации. Когда основное внимание уделяется людям, охваченным этими средствами, мы говорим об анализе аудитории. Если же речь идет о воздействии на аудиторию, задача исследования состоит в анализе эффекта".

"Эффект" Лассуэлла

По сравнению с техническими моделями, новым элементом в формуле Лассуэлла является "эффект". Он-то и вызвал наибольшие споры среди как западных, так и российских ученых. Лассуэллу ставили в вину то, что его "эффект" предстает в формуле процесса как конечная и главная цель коммуникации, которая связана с манипуляторскими тенденциями в исследованиях CMК. Однако в этих критических выпадах было больше от идеологии, чем от научного анализа.

"Пентада" Лассуэлла нашла немало почитателей, исследователей, интерпретаторов. Ею широко пользуются социологи и социальные психологи, теоретики журналистики. Ее исправляют, дополняют и порой значительно. Так, многие исследователи отмечали нелогичность вывода из "аудитории" элемента "эффект" и игнорирование подобного элемента у "коммуникатора" - его "намерения". Исследователь Бреддок добавил в формулу два своих звена: "при каких условиях" - "с какой целью".

Позже Г. Лассуэлл, приняв некоторые пожелания оппонентов, расширил свою формулу до семи элементов; "кто сообщает" - "с каким намерением" - "в какой ситуации" - "какими средствами" - "используя какую стратегию" - "оказывая влияние на какую аудиторию" - "с каким результатом".

Однако сущность "пентады" и внимание к ней остались неизменными. Формула Лассуэлла по-прежнему привлекает своей стройностью, завершенностью, она проста, лаконична и достаточно полно описывает основные компоненты коммуникативного процесса. В ней дана последовательность элементов в системе МК и вскрыта их взаимозависимость; предложена столь необходимая терминологическая унификация (процесс коммуникации: от "коммуникатора" исходящее "сообщение", распространяемое или направляемое по "каналу" к "реципиенту" и т. д.). При этом логически вытекает необходимость дифференцированного подхода: изучения позиции коммуни­катора, характера сообщения, специфики канала, реакции аудитории.

В результате, весь механизм массовой коммуникации представлен как управляемая система с "обратной связью". Последний элемент коммуникативной цепи ("с каким эффектом" - выявляемая эмпирически реакция реципиента на сообщение коммуникатора) по существу замыкает цикл и служит управляющим воздействием - необходимым условием целесообразного функционирования системы.

Формула Г. Лассуэлла показывает тип ранних коммуникативных моделей: коммуникатор имеет намерение определенным образом повлиять на реципиента, а значит, коммуникация должна рассматриваться как процесс убеждения. "Эффект" и определяет достижение намерений коммуникатора.

Системно-функциональный аспект выявляет функциональную зависимость и взаимосвязи компонентов в структуре системы журналистики. Непосредственно о функциях этой системы мы поговорим позже.

  


 
 

Вопросы
для обсуждения

 

Задание для самостоятельной работы

 

Список литературы

 
Написать web-мастеру

Допущено Южно-Российским УМО по классическому университетскому образованию
в качестве учебного пособия для магистрантов по направлению 031300 - журналистика