МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ
(электронное пособие)

Е.В.Ахмадулин 









 
 

СИСТЕМА МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ

 

 

ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ  МОДЕЛЬ  МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ

Онтология (от греческого ontos – сущее и logos – слово; понятие, учение) – это учение о бытии (в отличие от гносеологии – учения о познании), в котором исследуются всеобщие основы, принципы бытия, его структура и закономерности. Гегель показал необходимую связь и единство онтологии, теории познания и логики.

Исходя из этого понимания, мы попытаемся построить сущностную модель системы массовой коммуникации, показать ее структуру и закономерности функционирования в обществе.

 

Социальный феномен МК

Мы уже выяснили, что система МК как социальный феномен является порождением политики и общественных, групповых интересов, культуры и просвещения, экономики, техники и технологий. Ее общей природной функцией была, есть и будет информационно-коммуникативная (объединять людей в единый социум с помощью информации). Остальные функции были приобретены (генетически) от разных “родителей” (системобразующих факторов). Отсюда возникли и перманентно выдвигаются на первый план (или отходят на задний) такие ролевые функции МК, как управленческая (то “оружие партии”, то посредник между властью и обществом, то “четвертая власть”), пропагандистская (тотальная и локальная пропаганда), агитационно-организационная (побуждающая), социально-экономическая (посредник на “рынке”), просветительская, развлекательная и др.

Таким образом, система журналистики является своего рода “многоликим Янусом” и может рассматриваться как подсистема социально-политической организации общества, системы общественных интересов, системы культуры, образования, просвещения, а также социально-экономической системы.

В последнюю система МК (журналистика, рекламные и PR-коммуникации) входит и как самодостаточная, довольно прибыльная отрасль производства. В этом смысле ей (как и любой иной производственной сфере) присущи основные черты производственной структурной цепочки: проектирование, планирование, отбор ресурсов, производство “деталей”, комплектование и сборка конечного продукта, упаковка, отправка, продажа, получение прибыли.

При этом осуществляется контроль за качеством продукции на всех стадиях производства, маркетинг, инвестиции, внесение качественных изменений в конечный продукт в зависимости от спроса потребителей, расширение производства и рынков сбыта.

 Однако это лишь внешнее сходство. Подписчика и покупателя газеты, прежде всего, интересует информация, заключенная в ней, как виртуальная субстанция духовного порядка. Ее-то каждый представитель аудитории выбирает не в силу своих биологических потребностей (хотя и об информации можно сказать – “полезна”, “вкусна”, “дешева”, “экзотична”), а по иным внутренним параметрам. Ведь именно информация ориентирует человека в сложившемся социуме, оказывает моральное и духовно-нравственное воздействие, просвещает, побуждает, расслабляет и, главное, дает возможность постоянного общения (и приобщения) с другими людьми (членами аудитории средств массовой коммуникации) по поводу полученной информации, (что, собственно, и составляет суть массовой коммуникации), вырабатывать свою, групповую или общественную точку зрения на отраженные в информации факты, события, мнения. Суммарный вектор индивидуальных и групповых точек зрения составляет общественное мнение.

Возникает вопрос, что считать конечным продуктом системы массовой коммуникации: саму массовую информацию или результат (эффект) ее воздействия (социальные действия, общественное мнение). Поэтому наша онтологическая модель журналистики, несомненно, должна учитывать весь комплекс проблем и выступить своеобразной парадигмой для их изучения и объяснения.

 

 

Для построения онтологической модели журналистики воспользуемся положениями К. Маркса применительно в диалектике производства и потребления:

  • всякое производство есть одновременно и потребление;

  • производство порождает потребление, давая ему продукт, задавая способ потребления и формируя потребности; потребление, в свою очередь, порождает производство, давая ему цель, полагая его идеально, создавая субъекта для производства.

В этом случае схема «производство — продукт — потребление» применительно к системе массовой коммуникации будет выглядеть так: "журналисты (Ж) — массовая информация (МИ) —аудитория (А)". Применяя к этой схеме первое положение К. Маркса (всякое производство есть одновременно и потребление), выводим, что журналист, который производит информацию для аудитории, должен и потреблять информацию, исходящую от аудитории.

Иначе, говоря словами К. Маркса: "в той же мере, в какой "свободная печать" является продуктом общественного мнения, она так­же и создает это общественное мнение". В этой формули­ровке отражено существование не только прямой, но и обратной связи между журналистикой и ее аудиторией.

Таким образом, процесс производства и потребления информации [Ж—МИ—А] переходит в процесс усвоения и закрепления ее, в ходе которого проявляются социальные действия аудитории (СД) и формируется общественное мнение (ОМ):
[А—СД—ОМ].

Далее идут каналы обратной связи вспомогательный, возникший «естественным путем» (письма, телефонные звонки в редакцию, встречи журналистов с аудиторией и т.д.), и главный, созданный искусственно социологическими, маркетинговыми, рейтинговыми службами (институтами обратной связи – ИОС) и несущий управленческую информацию рекомендательного порядка для издателя (субъекта-организатора).

Информация по каналам обратной связи поступает к издателю (И) и журналисту (Ж), т.е. в подсистему, где сосредоточены различные отношения по управлению системой массовой коммуникации.

Издатель (И), в свою очередь, сообразуясь с рекомендательной  ин­формацией, выработанной институтами обратной связи (ИОС) на основе изучения общественного мнения, с одной стороны, и с установлениями контрольно-правовых органов (КПО), с другой, ставит цели и задачи пред журналистами (Ж).

Контрольно-правовые органы (КПО) в различных типах систем журналистики играют различную роль (в авторитарных системах – роль цензурных запретов и типологических сдержек; в демократических – роль правового, профессионально-этического регулирования). При этом КПО в большей или в меньшей степени  (в терминах систем) являются своеобразным  "шумовым барьером", помехой на пути свободного массинформационного обмена в систе­ме массовой коммуникации. Такую же роль в системе журналистики могут играть и внесистемные элементы административного воздействия на средства массовой коммуникации.

Замкнутая  цепь      "И-----Ж-----МИ-----А-----ОМ" отражает реальные процессы по управлению коммуникатором, производству, потреблению и усвоению информации. Эти процессы находятся в прямой зависимости от существующей социально-политической организации общества (СПОО) и других системоформирующих факторов (СФ), которые диктуют свои цели, нормы, законы, условия и т.п.

Применяя к схеме "Ж-----МИ-----А" второе положение К. Маркса (производство порождает потребление, давая ему продукт, задавая способ потребления и формируя потребности; потребление, в свою очередь, порождает производство, давая ему цель, полагая его идеально, создавая субъекта для производства), получим следующую структуру отношений:


Линия "А-----СФ-----Ж" не является здесь обозначением  обратной связи. Она указывает на связь между реальным производством и потреблением реальных сообщений и производством и по­треблением идеальных образований, целей, норм и т.д. Развернем схему во времени:


Рис.17.

Деятельность производства и потребления массовой информации повторяется, воспроизводится, она возникает и уничтожается, живет во времени, а цель этой деятельности, норма, которая ее регулирует (СФ), остается неизменной (она изменится лишь с изменением социально-политической организации общества).

 

 

Исходя из системного подхода, законов моделирования сложных социальных систем и с учетом системоформирующих факторов, представим универсальную онтологическую модель системы массовой коммуникации:

Онтологическая модель системы массовой коммуникации 

Рис.18.

Внутренние элементы системы: И— издатель (субъект-организатор: владелец, учредитель, продюсер и т.п.); КПО—контрольно-правовые органы  и органы профессионального саморегулирования; Ж— журналисты (редакции); СМК—средства массовой информации (каналы распространения); А— аудитория ; СД— социальные действия аудитории; ОМ— общественное мнение; ИОС—институты обратной связи (социологические, маркетинговые, рейтинговые службы).

Внешние элементы системы — системоформирующие факторы: СПОО —социально-политическая организация общества; ОИ— общественные интересы различных социальных групп, институтов гражданского общества (мировоззренческие, идейные, национальные, религиозные, корпоративные и др.); ОК— образование и культура; ТЭТ— техника, экономика, технологии; ИИ – источники информации; ВИ – внесистемная информация.

 

Вся система МК функционирует в окружающей действительности (природной и социальной). С социальной действительностью ее связывают системоформирующие факторы, взаимодействующие между собой. Стрелки от них во внешнюю среду показывают, что они (факторы) являются частью других социальных систем.

Системоформирующие факторы расположены над той группой элементов системы журналистики, на которую они оказывают непосредственное и преимущественное влияние. Так, социально-политическая организация общества (СПОО) и выработанная ей правовая система воздействует, в первую очередь, на коммуникатора (издатель + журналист) и во многом влияет на процесс управления системой; технико-технологический и экономический фактор наиболее активно взаимодействует со сферой производства и распространения массовой информации; фактор образования и культуры работает в блоке восприятия и усвоения информации и влияет на характер ее действенности и эффективности; фактор общественных интересов вносит в систему широкую палитру массового (общественного) сознания, связывая (обратная связь) кристаллизующееся в системе журналистики общественное мнение с целевыми установками издателя (И).

Это не значит, что каждый из системоформирующих факторов жестко привязан к определенному блоку (подсистеме) в процессе массовой коммуникации. Несомненно, что все факторы так или иначе влияют на все элементы системы. Например, образование и культура нужны издателю и журналисту не меньше (даже больше), чем аудитории, а финансы являются неотъемлемой частью деятельности издателя и институтов обратной связи.

Помимо главной и вспомогательной обратных связей, составляющих непременную часть процесса массовой коммуникации, внутри системы действуют многочисленные рабочие обратные связи (показаны пунктирными стрелками), которые стабилизируют взаимодействия структурных элементов внутри системы. Эти внутренние связи и взаимодействия участников процесса массовой коммуникации составляют поле коммуникативных зависимостей. В поле коммуникативных зависимостей действуют четыре взаимосвязанных процесса: процесс управления производством массовой информации, процесс производства и распространения массовой информации, процесс восприятия и усвоения массовой информации и процесс обратной связи.

Система журналистики черпает потенциальную информацию не только от социальных систем, которые представлены системоформирующими факторами, или из канала вспомогательной обратной связи (письма, звонки в редакцию, интерактивные опросы), но и из внешней среды природного или иного свойства (собственные наблюдения журналиста), что показано стрелкой от источников информации (ИИ). Аудитория также пользуется не только информацией, поставляемой данной системой журналистики, но и внесистемной информацией (ВИ), получаемой из книг, кино, в школе, вузе, на работе, на рынке и т.д.

Естественно, что общая  модель не может отразить всего многообразия взаимосвязей и взаимодействий внутри системы. Более подробно элементы системы МК могут быть рассмотрены на уровне анализа подсистем массовой коммуникации.


 
 

 

 

Вопросы
для обсуждения

 

Задание для самостоятельной работы

 

Список литературы

 
Написать web-мастеру

Допущено Южно-Российским УМО по классическому университетскому образованию
в качестве учебного пособия для магистрантов по направлению 031300 - журналистика