МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ
(электронное пособие)

Е.В.Ахмадулин 









 
 

СИСТЕМА МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ

      Система МК

Онтологическая модель МК

Системоформирующие факторы и функции МК

  Подсистемы МК

 

 

 

СИСТЕМОФОРМИРУЮЩИЕ  ФАКТОРЫ
И ФУНКЦИИ  МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ

Рассмотренная нами онтологическая модель отражает не только компонентный состав, функциональную структуру, взаимосвязь и взаимодействие различных подсистем и элементов системы журналистики, но и системоформирующие факторы, влияющие на систему в целом.

Системоформирующие факторы, являющиеся частью иных социальных систем, интегрируют систему массовой коммуникации в окружающую социальную действительность, передают ей часть своих полномочий (социальные роли журналистики). Взамен представляющие социум системоформирующие факторы требуют от системы массовой коммуникации выполнения определенных задач (целей), «навязывая» ей необходимые функции. Таким образом, функции системы МК вытекают из социальной необходимости и обусловлены задачами, которые ставят перед массовым информационно-коммуникативным процессом его системоформирующие факторы.  

Социально-политическая организация общества

  Системоформирующий фактор – социально-политическая организация общества (СПОО) в зависимости от действующего режима правления (авторитарного, тоталитарного, демократического) устанавливает политическую и законодательную платформу, рамки и условия функционирования системы журналистики в конкретной социальной системе данного общества. Именно от этого фактора зависит степень свободы/несвободы журналистики, характер ее взаимоотношений с государством и обществом, типологическая палитра средств массовой коммуникации, допустимая широта плюрализма мнений в средствах массовой коммуникации и, во многом, – формирование самого общественного мнения.

При этом СПОО целенаправленно (напрямую) или опосредованно (косвенно) ставит перед системой массовой коммуникации задачи сохранения данного режима правления, единения социума, постоянной адаптации в нем отдельного индивида и различных социальных групп. В каждой общественной системе эти задачи решаются различными методами, что и выдвигает на первый план те или иные приоритетные функции системы.

 
Функции от СПОО

Социально-политическая организация общества как системоформирующий фактор задает журналистике следующие функции:

Функция социальной адаптации (от лат. adapto – приспособляю) способствует приспособлению членов аудитории к условиям жизни в конкретной окружающей среде, социализации – усвоению социально-культурного опыта, навыков, знаний, норм, ценностей, традиций, накапливаемых и передаваемых из поколения к поколению – в данном конкретном обществе, в системе его общественных отношений.

Интегрирующая функция направлена на сохранение целостности общества и государства в рамках единого информационного пространства;  она нацелена на достижение в обществе духовного единства и согласия. Интегрирующая функция проявляется в процессе диалога в СМК по проблемным вопросам (собственности на средства производства, личной безопасности граждан, качеству и уровню жизни, заслуженных/незаслуженных льгот, межнациональных и межконфессиональных отношений и др.), путем снятия «напряжения» в обществе, информационного «выравнивания» массовой аудитории до степени взаимопонимания, определенного единения.

Регулирующая функция подразумевает широкий набор целей, формируемых государственной системой в качестве подфункций, которые в научной литературе получили названия организационной, регламентирующей, контролирующей и других функций.

Регулирующая функция осуществляется путем информирования аудитории о законах и нормах, определяющих характер и деятельность государственной и общественной системы, о текущей политике и деятельности властных структур в актуальных сферах жизнедеятельности населения. С помощью этой функции в общественном сознании  формируется образ законопослушного, инициативного гражданина.

Организаторская функция непосредственно нацелена на достижение определенных перемен в социальной практике, в поведении социальных институтов, социальных групп, общностей людей и отдельных индивидов. Средства массовой коммуникации могут добиваться определенных социальных действий в среде жизнедеятельности своей аудитории путем анализа фактов и явлений текущей действительности, критики недостатков, рекомендаций по их устранению, показа ближайших и будущих (прогноз) целей развития общества и путей их достижения. В результате коммуникации (объединения) членов аудитории по поводу такой целеполагающей информации и возникают конкретные социальные действия людей, вовлеченных в коммуникативное поле, что, собственно, и является реализацией организаторской функции журналистики.

 

Общественные интересы

Сфера общественных (социальных) интересов (ОИ) как системоформирующий фактор обладает мощным зарядом противостояния (оппозиционности) любой государственной системе (будь то борьба с ней, или контроль над ее действиями); плюрализма различных мировоззрений, верований, идеологий, политических пристрастий, групповых интересов и т.п. в обществе; его дифференциации, создания социальных институтов, гражданского общества, в той или иной степени влияющих на политику государства. Этот фактор способствует выработке большого разнообразия взглядов, мнений, точек зрения, приоритетов, пристрастий, интересов, которые в своей совокупности составляют массовое (общественное) сознание. Ведь именно массовое сознание включает в себя идеи, взгляды, представления, иллюзии, социальные чувства людей. В нем переплетается обыденно-психологический и теоретико-идеологический уровни общественного сознания. Состояние массового сознания выражает общественное мнение.

Таким образом, фактор общественных интересов связывает массовое сознание и общественное мнение с многообразием концепций массовой коммуникации, оказывает влияние на широту и разнообразие издательских (продюсерских) проектов. Соответственно своим задачам сфера общественных интересов придает системе свои функции.

Функции общественных интересов

  Системоформирующий фактор общественных интересов, где сосредоточено все многообразие массового (общественного) сознания, идейные, политические и другие взгляды, формирующие институты гражданского общества, придает системе журналистики, прежде всего, идеологические функции (от греч. idea – мысль, понятие и logos – слово, учение, то есть учение об идеях).

Идеологические функции способствуют формированию представлений, пониманий, приоритетов, оценок людей в отношении различных явлений социальной жизни: политических, экономических, правовых, этических, моральных, эстетических, философских, религиозных/атеистических; а также определенных личностных, групповых интересов в различных сферах жизнедеятельности (коллекционирование, спорт, охота, рыбалка, садоводство и т.п.).

Само понятие «идеология» трактуется как совокупность общественных идей, теорий, взглядов, которые отражают и оценивают социальную действительность с точки зрения интересов определенных социальных групп, социальных институтов, политических и общественных объединений. В сфере идеологии формируются различные институты гражданского общества, которые формулируют свои цели, задачи, программы, установки, стереотипы, этические и другие нормы в отношении государства, общества, других социальных институтов и групп, во взаимоотношениях личностного характера.

Отрицать идеологию как сущность неправомерно в силу того, что социально-групповые, партийные, этнические, конфессиональные и другие отношения с действительностью объективно выдвигают необходимость формулировать цели, задачи, программы, каноны, обряды, нормы, которые всегда связаны с идеями, закрепленными в слове (языке, знаковой системе). Идеологическим функциям принадлежит значительная роль в формировании общественного мнения: отношение к общественным событиям, государству, к деятельности различных групп, организаций, отдельных личностей. Через средства массовой коммуникации активно выражается позиция одобрения или осуждения по тем или иным общественным проблемам, закрепляются определенные нормы общественных отношений.

Средства массовой коммуникации представляют идеальные возможности для идеологических сражений. Характер этой борьбы как нельзя лучше выражают такие подфункции в системе идеологических функций, как пропаганда и агитация.

Пропаганда (от лат.  propaganda – подлежащее распространению) – это распространение политических, философских, религиозных, экономических, научно-технических, художественных и иных идей и знаний, а также этических, эстетических и морально-нравственных ценностей с целью формирования в общественном сознании определенного мировоззрения, которое включает в себя систему принципов, идеалов, убеждений, определяющих отношение к природе, обществу и человеку.

Агитация (от лат. agitation – приведение в движение, побуждение к чему-либо) представляет собой воздействие на аудиторию путем демонстрации примера для подражания, а также с помощью призыва и морального стимула с целью убедить в чем-либо, склонить к чему-либо. В отличие от пропаганды, склонной к анализу, теоретизированию, аргументации, обобщениям, агитация более конкретна, оперативна, настойчива и побуждает к практическому действию, зачастую указывая на объект, рекомендуя способ приложения сил. Агитация напрямую воздействует на общественное мнение.

 

Таким образом, пропагандистско-агитационная функция двуедина и направлена, с одной стороны, на массовое сознание, а с другой, - на общественное мнение.

Системоформирующий фактор общественных интересов вносит в систему МК дифференцирующую функцию (сегментация и противопоставление различных социальных групп по идеологии, жизненным целям, интересам и т.п.), заставляя ее отражать в типологической структуре средств массовой коммуникации разнополярные идеи, взгляды, программы государственных, партийных, общественных движений, союзов, организаций и других объединений гражданского общества.

Дифференцирующую функцию сопровождает подфункция социального плюрализма (от лат. pluralis – множественный), которая противопоставляет политико-идеологическому монизму (от греч. monos – один) множество общественных интересов различных групп и социальных институтов, которые и должны отражаться в средствах массовой коммуникации. В свою очередь, подфункция социального плюрализма в демократическом обществе неразрывно связана с подфункцией толерантности (от лат. tolerantia – терпение) – формированием у аудитории средств массовой коммуникации терпимого отношения к существованию в обществе различных идей, взглядов, программ, интересов и т.п., перевод интересов различных социальных групп из русла социального конфликта в русло общественного диалога.

Контрольная функция частично делегируется системе журналистике социальными институтами гражданского общества для наблюдения за выполнением/невыполнением принятых законов, установлений, обязательств, правил, традиций со стороны, прежде всего, государственных, властных образований. На это направлены аналитические, критические, расследовательские публикации прессы и программы радио и телевидения, интервью, ток-шоу и интерактивы и др.

 

 

Образование и культура

Системоформирующий фактор образования и культуры является «поставщиком» аудитории для средств массовой коммуникации. Если использовать мысль А.Н.Алексеева о том, что аудитория является «органом восприятия» института коммуникации, то величина (численность, структура) этого органа напрямую зависит от образования каждого члена аудитории: умения читать (газеты и журналы), умения слышать и воспринимать сообщения радио, телевидения.

Фактор культуры превращает умения и навыки, данные образованием, в возможности более адекватного восприятия, усвоения и интерпретации журналистских текстов, а также самой информации о событиях, фактах, явлениях, заложенной в них.

Функции от культурно-образовательного фактора

Способствуя подготовке образованной и культурной аудитории для средств массовой коммуникации, этот системоформирующий фактор «требует» от системы МК большего внимания к просветительским, культурно-образовательным, рекреативным функциям.

 Культуроформирующие функции в идеале направлены на распространение в обществе высоких культурных ценностей, воспитание аудитории на образцах общемировой культуры и, в конечном счете, на формирование творческой личности.

Массовая коммуникация, благодаря широкому развитию системы информационных носителей и каналов распространения информации, делают культуру доступной для самых широких групп и слоев населения, составляющих ее аудиторию.

Культуроформирующие функции имеют воспитательную подфункцию. Ведь именно в процессе воспитания посредством массовой коммуникации формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и идеал, способность к творчеству по законам красоты, к созданию эстетических ценностей в различных сферах жизнедеятельности, в поступках и поведении.

Эстетическое воспитание тесно взаимодействует с нравственным, этическим (от греч. etos – обычай, нрав, характер). Это обусловлено вездесущностью морали, охватывающей своим влиянием все сферы человеческой жизнедеятельности, а также непосредственным характером реализации личностью моральных норм и предписаний в своей жизненной практике.

Культуроформирующая функция перевоплощается в дисфункцию (свою противоположность), когда бульварная пресса и подобного же типа программы радио и телевидения наращивают тиражирование антикультуры, которую называют «массовой культурой».

Рекреативная функция (от лат. recreation – восстановление, creation – становление), которую называют также функцией релаксации (от лат. relaxatio – расслабление) и гедонистической (от греч. hedone – наслаждение). Эта функция способствует снятию усталости и напряжения, восстановлению и укреплению душевного покоя и равновесия путем создания условий для отдыха, интересного проведения досуга, приятного заполнения свободного времени. Ее роль и значение достаточно важны в условиях, когда человек постоянно испытывает многочисленные стрессы от урбанизации, темпов инновационных процессов в современном мире.

Образовательно-просветительская функция выполняет роль распространения уже имеющихся знаний о мире, предметах,  явлениях, новых открытиях до широкой аудитории. В печати этим целям служат многочисленные научно-популярные журналы, на телевидении - образовательные и научно-популярные программы. К сожалению, ареал влияния этой функции значительно сократился, уступая место в средствах массовой информации астрологам, прорицателям, шарлатанам от медицины, гадалкам, колдунам и т.п.

Медиаобразовательная подфункция Структура средств массовой коммуникации стала настолько сложной и многофункциональной, что требует получения специальных знаний о себе. Медиаобразование призвано научить аудиторию профессионально пользоваться средствами массовой информации, понимать их плюсы и минусы.

На Западе уже давно заговорили о том, что образование сегодня – это умение вести активную оборону от потока средств массовой информации. «Активную» - потому что от информационного потока нужно не отгораживаться, а фильтровать его и брать по возможности все, что в нем найдется «разумного, доброго» или полезного. Таким образом, медиаобразование призвано выполнять уникальную функцию подготовки людей к жизни в информационном обществе.

 

 

Техника, технологии, экономика

Экономический и технико-технологический системоформирующий фактор (ТЭТ) способствует сохранению экономической самодостаточности системы журналистики, обеспечивает ее передовой техникой и технологиями с целью увеличения пропускной способности каналов распространения массовой информации, устранения механических помех (шумов), повышения качественных возможностей оперативной доставки информации в удобной для аудиторного восприятия форме.

Технико-технологические факторы, как уже отмечалось, являются наиболее космополитичными, менее привязанными к конкретным социально-политическим системам отдельных государств. Технические и технологические новшества, рожденные в той или иной стране, быстро распространяются по всему миру.

Все это видоизменяло систему массовой коммуникации, делало ее более мобильной, интегрированной и всеохватывающей, а значит, и более влиятельным социальным институтом в любой общественно-политической системе.

Экономический фактор

Экономический фактор более привязан к социально-политическим условиям конкретного общества, государства. Мы уже отметили, что в советском обществе система журналистики «строилась» искусственно и находилась вне экономических реалий, будучи на полном содержании государства и, соответственно, выполняя волю государства, выраженную в триединой агитационно-пропагандистской и организаторской функции. В рыночных условиях система журналистики действует, как любое предприятие, в конкурентной среде и «выживает» или «процветает» за счет продаж информации, заключенной в разнообразных формах, типах и видах текстов.

Экономический фактор создает благоприятные условия эффективной жизнедеятельности средств массовой коммуникации, требуя взамен постоянной адаптации аудитории к экономическим реалиям функционирования конкретной рыночной системы. Этот же фактор в значительной степени инвестирует средства массовой коммуникации, задавая им определенные функции по продвижению товаров на рынке за счет рекламы, PR и других возможностей системы журналистики.

Функции от ТЭТ

Технико-технологический и экономический системоформирующий фактор «диктует» журналистике свои функции.

Здесь действуют ориентирующие функции, направленные на информационное обеспечение аудитории в производственной, экономической, товарной, финансовой, технико-технологической сферах жизнедеятельности человека.

Экономическое развитие является ключевым для понимания внешних связей системы (процессов массовой коммуникации со средой – обществом в целом). Это положение органически вытекает из анализа сущности феномена массовой коммуникации. Производство, экономика выступают первопричиной постоянного усложнения социальной жизни и под влиянием его динамично обновляющихся потребностей в бытии человека все более важную роль начинают играть весьма сложные опосредованные («индустриальные») формы социального общения, при помощи которых в обществе совершается обмен социальной информацией. Иными словами, производственно-экономическая сфера как главный источник получения  средств к жизни и фактор, обеспечивающий повседневное функционирование системы, стимулирует непрерывный рост системы тем, что повышает спрос на информацию.

Экономический фактор предъявляет к системе МК повышенные требования качеству информационных потоков, циркулирующих в обществе. Сам характер социализации в производственных коллективах содействует сохранению и укреплению сферы межличностного общения, когда повышается удельный вес и значение опосредованных форм социальных связей и общения.

В ориентирующей функции немалая роль принадлежит рекламной подфункции. Реклама как информация о товарах и услугах способствует их продвижению на рынке, формированию спроса на них. И хотя реклама – это отдельная отрасль информационной деятельности и информационного бизнеса, она занимает одно из ведущих мест в системе МК. Реклама помогает потребителю сделать свой выбор, формирует культуру потребления.

 

Информационно-коммуникативная функция

Информационно-коммуникативная функция является природным свойством системы МК, то есть  тем  социальным феноменом вокруг которого и ради которого создавалась  система. Эта функция двуедина, ибо без информации (сообщения), как мы уже выяснили, не может быть коммуникации (общения). Иначе говоря, коммуникативная функция не может быть реализована в отрыве от информационной, так как именно информация является средством для коммуникации.


Теоретически, если выделить из онтологической модели журналистики только ее внутреннюю структуру, механизм действия информационно-коммуникативной функции будут выглядеть следующим  образом (см.: рис. 24)


Рис.24.

К – коммуникатор; И – информация; ТК – технический канал распространения; МИ – массовая информация; Р – реципиент.

 Коммуникатор, черпая информацию из окружающей действительности, вкладывает ее в текст и передает его через систему технических каналов для последующего тиражирования и распространения уже в виде массовой информации для аудитории. Аудитория состоит из неопределенного множества реципиентов, тем или иным образом воспринявших информацию и сопоставивших ее со своим видением окружающей действительности. Именно по поводу этой информации, в различных модификациях ее восприятия, между реципиентами и происходит массовая коммуникация (общение). Обратная связь в этом случае демонстрирует отклики реципиентов по поводу адекватности/неадекватности декодирования,  распредмечивания полученной информации; запросы на поставку новой; реакции на степень эмоциональности текста массовой информации и др.

В теоретической схеме массового информационно-коммуникативного процесса, проходящего в абстрактной окружающей действительности, результатом деятельности функции может выступать хаотично-неопределенное массовое сознание, но отнюдь не общественное мнение, поскольку ни коммуникатор, ни реципиент не социализированы.

Зато нам четко видно, что только в момент соприкосновения текста массовой информации с аудиторией система приводится в состояние жизнедеятельности, функция «оживает»: снимается, распредмечивается информация, идет процесс коммуникации  (общения, обмена, приобщения и т.д.), поступают запросы по поводу объемов, содержания и качества текстов и информации, заключенной в них.

Информация как средство коммуникации

Информация в системе МК понимается как совокупность неких сведений, заключенных в тексте; или как вся совокупность новых сведений (о предметах, явлениях, отношениях), снимающих, уменьшающих неопределенность (энтропию) в уже воспринятых и частично познанных предметах и явлениях.

В первом определении информация приравнивается ко всему содержанию текста. Во втором случае информация соотносится со степенью ее понимания каждым членом аудитории (в зависимости от знаний, опыта и т.п.). В процессе коммуникации (обмена распредмеченной информацией) внутри аудитории идет процесс «снятия неопределенности» (по Шеннону), познания информации, возникновения нового знания. Коммуникация здесь представляет собой осознанное межсубъектное взаимодействие коммуникантов с разным уровнем подготовки (образования, знания истории вопроса, опыта «общения» с коммуникатором и другими членами аудитории).

Несомненно, что процесс коммуникации по поводу полученной информации проходит не только внутри аудитории (в первичных и референтных группах, между ними, в социализированных коллективах и т.п.), но и, в какой-то мере, между аудиторией и коммуникатором (телефонные звонки во время интерактива, письма, вопросы/сообщения в сети Интернета и др.). Однако вся массовая аудитория, в силу однонаправленности технических каналов распространения массовой информации, не может общаться напрямую с коммуникатором (как это происходит в межличностной коммуникации).

Связь коммуникатора с аудиторией происходит опосредованно с помощью текста, который, собственно, и представляет автора, превращаясь в самостоятельного собеседника, дающего некие знания, но не получающего ответной реакции (в лучшем случае, может состояться виртуальный диалог: внутреннее отношение читателя к тексту, переносимое на автора).

Роль информационно-коммуникативной функции

Подводя итог, необходимо подчеркнуть, что информационно-коммуникативная функция является главным врожденным свойством системы журналистики, обеспечивающим ее жизнедеятельность. В чистом виде (вне социума) ни сама система, ни ее информационно-коммуникативное свойство не имеют никакого значения. Для социума же это «умение» системы журналистики распространять массовую информацию и вызывать активную коммуникацию (общение) массовой аудитории является привлекательным для использования в собственных целях. Именно социум превращает врожденное свойство системы журналистики в информационно-коммуникативную функцию, служащую целям информирования членов общества о событиях текущей действительности. Эта функция отражает потребность общества в непрерывном информационном взаимодействии между членами аудитории, их общении в процессе социальной деятельности.


 

 

Вопросы
для обсуждения

 

Задание для самостоятельной работы

 

Список литературы

 
Написать web-мастеру

Допущено Южно-Российским УМО по классическому университетскому образованию
в качестве учебного пособия для магистрантов по направлению 031300 - журналистика