МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ
(электронное пособие)

Е.В.Ахмадулин 









 
 

СИСТЕМА МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ

 

 

ПОДСИСТЕМЫ   МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ

 

Общую модель МК можно разделить по агрегированным онтологическим объектам: процессам управления, процессам производства массовой информации, процессам ее усвоения и процессам обратной связи, которые являются подсистемами целостной системы. Все эти подсистемы тесно взаимосвязаны друг с другом и находятся в постоянном взаимодействии. В то же время они выполняют определенные задачи и могут рассматриваться отдельно.

 

 

Понятие "подсистема"

Но прежде, чем перейти к рассмотрению каждой из подсистем этой модели, необходимо выяснить, что мы подразумеваем под понятием "подсистема". Ранее мы отмечали, что система рассматривается как совокупность элементов, объединенных множеством связей, образующих определенную целостность. Иными словами необходимо рассматривать взаимодействие частей объекта в рамках его функционирования как целого.

Системная методология предусматривает возможность выделения подсистем в системе, т.е. структуризация объекта может осуществляться через построение систем, состоящих не только из элементов, но и подсистем. Последовательное осуществление системных принципов изучения таких сложных социальных конгломератов, как журналистика, означает рассмотрение подсистем первоначальной системы как систем. Но эти новые системы будут отличаться от тех подсистем, которые были выделены на предыдущем этапе, т.к. при их построении учитывалось новое, более полное знание. Узлом синтеза в данном случае будет новая концепция, содержащая и все данные о первоначальной системе.

Таким образом, подсистемы - это такие части предмета изучения, которые не выводят исследование за рамки системы. Выделение подсистем проявляется в возможностях агрегирования элементов и укрупненного изучения системы, а также в поэтапности рассмотрения системы.

Термин "подсистема" предполагает неэлементарность понятия, возможность разделения подсистемы на элементы, выделения взаимоотношений, взаимодействий, взаимосвязей внутри подсистемы. Он подразумевает и некоторую аналогичность понятий "система" и "подсистема". Подсистема - это как бы меньшая система, включенная в большую. Она состоит из элементов и отношений, принадлежащих системе, характерных для системы, определенных в связи с системой и образующих целостность внутри всей системы.

 

Виды подсистем

 

Существует несколько точек зрения на образование понятий подсистем:

1. Подсистемы представляют собой некоторое объединение элементов и отношений системы (части системы). В этом случае идет процесс агрегирования элементов и отношений из множеств, определяющих систему. Анализ таких подсистем (с их новыми отношениями) приводит к переформированию системы, к переходу ее на новый уровень.

2. Подсистемы образуются путем рассмотрения внутренней структуры элементов, которые в рамках  данной системы считались неделимыми. Это означает переход к новой системе с новыми элементами и связями. Понятие "подсистема" в таком процессе является "следом" процесса построения новой системы, по завершении которого она становится излишней.

3. Образование подсистем по принципу иерархичности, когда каждая подсистема является системой, а каждая система - подсистемой большей системы. И то и другое приводит к образованию новых систем.

4. В системе могут быть выделены подсистемы (или элементы) разных уровней. Данный подход прямо отождествляет подсистемы с элементами другого уровня. И элемент и подсистема принадлежат одной и той же системе. Онтологизация системных понятий в данном случае наиболее выражена.

Для изучения системы массовой коммуникации важны все точки зрения на выделение и формирование подсистем. Но если первое положение выражает отношения "система-часть", второе - "система-элемент", третье - "система-система более высокого порядка", то четвертая точка зрения наиболее адекватно понятию "система-подсистема".

Онтологическая модель журналистики дает возможность рассмотрения подсистем массовой коммуникации со всех точек зрения. Здесь мы встречаемся с любопытной особенностью социальных систем: структура целого и структура фрагмента этого целого изоморфны (от греч. isos - одинаковый, morphe - форма) в самых общих определениях. Каждая социальная система "складывается" из подобных по структуре элементов и сама имеет аналогичное строение. Эти положения верны и для системы массовой коммуникации.

Рассмотрим отношения "система-подсистема" с 4-й точки зрения. В этом случае система массовой коммуникации делится на пространственные подсистемы в двух измерениях:  горизонтальном и вертикальном.

 

 

Горизонтальный ряд подсистем

Горизонтальный ряд подсистем складывается из различия видов журналистики и используемых ими каналов массовой информации (печать, радио, телевидение); на следующем уровне разделение печати на газеты, журналы; на следующем – типологическая градация различных изданий).

 Горизонтальные подсистемы по видам журналистики структурно можно отобразить следующим образом:


Рис.19

Где: И - издатель (владелец); К, РК, ТК - коммуникатор, радиокоммуникатор, телекоммуникатор; Кан., РКан, ТКан - соответствующие каналы массовой информации; ИП - информационные потоки; А, РА, ТА - аудитория печати, радио и телевидения; ОМ - общественное мнение; ИОС - институты обратной связи.

 

Каждый из видов журналистики, в свою очередь, имеет собственные горизонтальные подсистемы. Для телевидения и радио это типы теле-, радио- компаний и программ, для печати - типы изданий. Например, по типу собственности подсистема печатных изданий может выглядеть так:


Рис.20.

Где: И – издатель; К - коммуникатор; ИП – информационные потоки; А – аудитория.

 

Каждая из подсистем изоморфна или аналогична общей системе массовой коммуникации;  их можно отображать по схеме уже известной онтологической модели журналистики.

 

 

Вертикальный ряд подсистем

 Расположение подсистем по вертикали предполагает их соподчиненность, иерархию. Мы уже отмечали, что специфика каждой конкретной системы массовой коммуникации детерминирована (обусловлена) особенностями локальной социальной системы, в рамках которой данная система массовой коммуникации функционирует. Это связано, в частности, с самим ретиальным характером коммуникативного процесса, который предполагает передачу сигналов некоторому множеству вероятных приемников информации и "неравноправным" положением участников коммуникации в процессе коммуникации и в структуре общества, в его социально-политической организацию. Речь идет о делении системы средств массовой коммуникации на подсистемы федерального, регионального и местного (муниципального) влияния по степени их локализации в пространстве.


Для упрощения объединим коммуникатора (кроме издателя - субъекта-организатора), каналы и информационные потоки в общее понятие – "средства массовой коммуникации" и упростим связи.


Рис.21.

И1 – издатель – субъект-организатор; СМК1 – средства массовой коммуникации; А1 –аудитория; S1 – социальная действительность, среда.

 Система МК функционирует в социальной среде S1. При полной субординации в иерархии подсистем различной локальности (например, в советской системе журналистики) задачи и цели конкретных СМИ уже не могут быть полностью идентичными целям главного субъекта-организатора И1, - они будут зависеть от ряда других свойств макросистем S1, S2, S4…. и их внутренних субъектов-организаторов - И2, И3, И4 … (см.: рис. 22).


Рис. 22

S, S1, S2, S3, S4 - территория, в пределах которой действует действует соответствующая подсистема массовой коммуникации (СМК, СМК1, СМК2, СМК3, СМК4); Р, Р1, Р2,Р3, Р4 (реципиент) – аудитория соответствующей подсистемы массовой коммуникации;
И, И1, И2, И3, И4 - издатель, осуществляющий руководство СМК, СМК1, СМК2, СМК3, СМК4.

 

И в этом случае каждая подсистема идентична другим и системе МК в целом; они могут иметь свои горизонтальные подсистемы (например, региональные, муниципальные, поселковые, производственные средства массовой коммуникации - печать, радио, телевидение).

В демократических системах журналистики ее элементы И и СМК менее субординированы. Однако сами территории
S1, S2, S3, S4 …. имеют жестко структурированную систему управления  с высоким уровнем субординации (особенно это характерно для России).

И все эти соподчиненные территории информационно обслуживают государственные средства массовой коммуникации различного уровня локальности и, так или иначе, соподчиненные по субъекту-организатору. Кроме того, органы массовой коммуникации федерального уровня имеют в регионах свои местные вставки-приложения, контролируемые теле- и радиопрограммы.
Таким образом, схема (рис. 22), в своих общих чертах, применима и к современной системе.

Общие положения

Системный подход позволяет выявить общие для массовой коммуникации положения: всегда, в случае если подсистема (например, S3) входит в подсистему большего порядка (S2), то она (S3) несет в себе некоторые системные свойства S2. Отсюда естественное воздействие субъекта-организатора И2 (для достижения его целей) через посредство нижестоящего субъекта-организатора И3, а следовательно, и через СМК2 и СМК3 на аудиторию муниципального уровня Р3 (Р – реципиент).

И горизонтальные и вертикальные подсистемы взаимодействуют в рамках общей системы массовой коммуникации.

Горизонтальные подсистемы функционируют на основе общности целей и задач, определяемых субъектом-организатором, и аудиторной общностью (до определенной степени). Они более автономны (независимы друг от друга), чем вертикальные подсистемы. Между горизонтальными подсистемами существуют интегративные отношения, отношения взаимодействия. Задача исследователя в данном случае состоит в выявлении оптимальных вариантов взаимодействия подсистем по отражению событий, фактов, явлений социальной действительности специфическими для них средствами и с наибольшим эффектом.

При вертикальном делении подсистем отношения их субординированы иерархией административно-территориального свойства. Задача исследователя состоит в том, чтобы выявить удельный вес материалов СМК, отражающих факты, события, явления подсистем разного уровня локализации и определить, скажем, достаточно ли тот или иной орган МК уделяет внимания вопросам и проблемам своего региона, области, города, района и т.д. Нарушение разумного соотношения "своей" и "общей" информации приводит к ее дублированию, снижению спроса локальной аудитории на местные СМИ.

Прохождение информации по вертикали

Рассмотрим действие системы с вертикальным расположением подсистем. Сообщение С1, поступает через СМК1  на И2 и СМК2, или непосредственно от И1 к И2, а от него -  к СМК2. Иными словами, сообщение поступило в подсистему S2. Если СМК2 передает то же самое сообщение С1, то оно не будет воспринято Р2, т.к. он уже получил это сообщение через СМК1 (по федеральным каналам).

С точки зрения подсистемы S2 передача информации может быть оправдана только в том случае, если она преломляется сквозь призму конкретных условий и задач территории, т.е. если сообщение обретает вид C1 + ▲C2  или C1 +▲C2+▲C3.

Другими словами, речь идет о необходимости интерпретации любой информации, проходящей через данное СМК, применительно к конкретным условиям конкретной локальной социальной системы.

Предварительные выводы

Мы рассмотрели подсистемы и подмодели системы массовой коммуникации, расположенные в пространстве горизонтально и вертикально. При этом необходимо помнить, что система МК функционирует не только в пространстве, но и во времени. Известный американский  исследователь Д.Н.Хорафас в своей  работе "Системы и моделирование" (М., 1967) предостерегал от ошибки преждевременного моделирования "при отсутствии достаточного количества данных о поведении системы в прошлом".

Рассмотрев подсистемы системы массовой коммуникации и определив их адекватность, изоморфизм, аналогичность системе, мы еще не можем ставить главные задачи моделирования, т.е. приступать к формализации процесса массовой коммуникации. Для этого необходимо более детальное рассмотрение агрегированных частей системы (и аналогичные в подсистемах) и их элементов, т.е. рассмотреть подсистемы, вычленяемые из системы с точек зрения 1 и 2.

Вспомним, что с точки зрения 1 подсистемы представляют собой некоторое объединение элементов и отношений системы. В этом случае идет процесс агрегирования (вычленения) элементов и их взаимоотношений из множеств составляющих систему.

В нашей онтологической модели отношения между издателем (субъектом-организатором) и журналистами (редакцией) отражают процесс управления; система отношений между журналистами и аудиторией отражает процесс производства и распространения массовой информации; отношения аудитории и общественного мнения обозначают процесс усвоения массовой информации; а измерения, выявление общественного мнения и передача данных в подсистему управления завершают процесс коммуникации обратной связью. Каждая из этих агрегированных подсистем контактирует и находится в постоянном взаимодействии с системоформирующими факторами.

Все части системы неразрывно связаны между собой, поэтому все основные элементы их принадлежат двум частям системы. Журналистов, например, нельзя рассматривать только в управленческой подсистеме, поскольку они являются еще и производителями, интерпретаторами, отправителями сообщений, т.е. активно участвуют в производственном процессе.

Рассмотрим детально каждую из агрегированных подсистем.

 

 

 
Рис.23.

СПОО - социально-политическая организация общества; КПО - контрольно-правовые органы; И - издатель (субъект-организатор); ДИ - директивная информация; Ж - журналисты (редакции).

 

В этой подсистеме сосредоточены проблемы взаимоотношений журналистики и власти, формирования нормативно-правовой базы функционирования системы массовой коммуникации, контрольно-правовых органов, а также характер взаимодействия коммуникаторов - издателей-владельцев СМИ и журналистов.

Фактор СПОО

Системоформирующий фактор социально - политической организации общества, прежде всего, отражает государственную информационную политику (ГИП). Концепция ГИП для России представляет собой совокупность целей, отражающих национальные интересы в информационной сфере, стратегических направлений их достижения и систему мер их реализующих.

 Фактор СПОО формирует нормативно-правовую базу функционирования системы массовой коммуникации в обществе.

Основой для нормативно-правовой базы журналистики является ст.29 Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. В  пяти пунктах этой статьи Конституции РФ изложены гарантии свободы мысли и слова, массовой информации и ее распространения.

Закон "О средствах массовой информации1991 г. Регулирует правовые отношения в информационно -коммуникативной системе. Законодательно-правовая база в сфере СМИ         включает и другие законодательные акты.

Контрольно-правовые органы

Контрольно-правовые органы осуществляют функции государственного регулирования в сфере производства и распространения массовой информации. Имущественное, диффамационное право (защита части, достоинства и деловой репутации, клевета, оскорбление) регулируются судами. Регистрация СМИ, лицензирование, контроль за исполнением законодательства о СМИ осуществляются соответствующим министерством, его региональными управлениями, а также департаментами и комитетами по печати и телерадиовещанию, созданными в субъектах РФ.

Помимо правового регулирования в сфере производства и распространения массовой информации и профессиональной деятельности журналистов осуществляется  деонтологическое  регулирование или профессиональное саморегулирование. В России эти функции осуществляет Большое жюри Союза журналистов России, созданное в 1998 г. на VI съезде этого журналистского сообщества. При рассмотрении конфликтных ситуации Большое жюри использует Декларацию принципов поведения журналистов в качестве признанного стандарта, опираясь на Кодекс профессиональной этики российского журналиста, учитывает положения кодексов журналистской этики, действующих в конкретном регионе, редакционном коллективе или ином объединение журналистов.

 

Издатель

Закон "О средствах массовой информации" определяет статусные параметры, права и обязанности, взаимоотношения субъекта-организатора (учредителя, издателя, владельца, продюсера, вещателя) и журналистов, редакции.

Издатель – наиболее  распространенный в мировой практике термин, обозначающий владельца печатных СМИ. В российском законе о СМИ владельцем выступает учредитель. Учредителем (соучредителем) СМИ может быть дееспособный гражданин достигший 18-летнего возраста, объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, государственный орган, органы местного самоуправления.

Взаимоотношения между учредителями и регулируются социальным договором и уставом редакции.

Журналисты (редакция)

Журналисты (редакция) в подсистеме управления представляют один из важных компонентов. В законе о СМИ под редакцией СМИ "понимается организация, учреждение, предприятие либо гражданин, объединение граждан, осуществляющие производство и выпуск средства массовой информации" (ст.2).Статус редакции определяется ст.19 закона о СМИ. Редакция может быть юридическим лицом, самостоятельным хозяйствующим субъектом, организованной в любой допускаемой законом форме.

Редакция при любой форме собственности осуществляет свою деятельность на основе профессиональной самостоятельности. В функции редакции входит творческое  обеспечение производства продукции СМИ. Областью приложения профессиональных усилий сотрудников редакции в первую очередь являются отношения по поиску, получению, производству и распространению массовой информации.

Основной творческой единицей в редакции является журналист. В законе о СМИ под журналистом понимается лицо, осуществляющее редактирование, создание, сбор и подготовку сообщений и материалов для редакции. При этом оговариваются права (ст. 47) и обязанности (ст. 49) журналиста.

Государство гарантирует журналисту в связи с осуществлением им профессиональной деятельности защиту его чести, достоинства, здоровья, жизни и имущества как лицу, выполняющему общественный долг.

 

 

ПОДСИСТЕМА ПРОИЗВОДСТВА

И РАСПРОСТРАНЕНИЯ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

 
Рис.24.

ТЭТ – технико-технологический и экономический системоформирующие факторы; Р – реклама; Ж – журналисты (редакция); Т – текст; СМИ – средства массовой информации; К – каналы распространения; МИ – массовая информация; А – массовая аудитория; ИИ – источники информации. 

 

Фактор ТЭТ

Технико-технологический и экономический системоформирующие факторы связывают систему МК с процессами технического и технологического обновления; адаптируют систему для нормального функционирования в  рыночных условиях; задают уровень материально-технического и финансового обеспечения; инвестируют СМИ с помощью рекламы.

Реклама

Реклама не является непосредственным продуктом системы журналистики и не должна производиться этой системой. Природа рекламной информации отлична от природы массовой информации, отражающей социальную действительность. Реклама обслуживает, сопровождает товары, услуги, деятельность коммерческих фирм, общественно-политических организаций, а также публичных деятелей от политики, шоу-бизнеса, искусства и т.п.

Реклама использует средства массовой информации как востребованный массовой аудиторией носитель для непрошеного вторжения со своими предложениями к потенциальному покупателю, потребителю, избирателю.

Реклама как инородное явление для системы журналистики является возмутителем спокойствия в ней, неким шумовым барьером, отвлекающим внимание аудитории от основных задач потребителя массовой информации. Для владельцев и редакций СМИ реклама является источником дополнительных инвестиций, а значит прибыли. Поэтому средства массовой коммуникации заинтересованы в получении как можно большего количества рекламы. Вместе с тем, чрезмерный объем рекламы (по месту в газете, журнале; по времени в программах радио и телевидения) отталкивает членов аудитории от рекламонасыщенных изданий или программ. Соответственно падает рейтинг этих средств массовой коммуникации, что отпугивает, в свою очередь, рекламодателей. Таким образом, идет процесс саморегулирования, который, в конечном счете, должен привести к оптимальным дозировкам рекламы в журналистских текстах. Конечно, не последнюю роль в этом процессе играет государственное, правовое регулирование в сфере содержания (объект рекламы), формы подачи и объемов рекламы.

Журналисты

Журналисты в этой подсистеме играют роль основных производителей информационного продукта.

Л.Г.Свитич в книге "Профессия: журналист" приводит характерные особенности журналистской профессии. Она определяет ее как творческую, литературную, но включающую в себя большую долю организаторской работы; как индивидуально-коллективную, поскольку процесс творчества носит индивидуальный характер, но тип деятельности в целом – коллективный.

Действительно, редакционный коллектив можно сравнить с оркестром, где каждый музыкант и его инструмент ведет свою партию, но все играют одно произведение и играют так, как трактует это произведение дирижер. Такие же аналогии можно провести с театральной труппой во главе с режиссером. В любом из таких творческих коллективов каждый индивидуален в творческом плане по-своему, но свой талант или способности подчиняет общему делу.

В отличие от писателя, который в своих произведениях сам моделирует виртуальный образ некой социальной действительности, зачастую резко отличающийся от реальных событий и явлений, журналист полностью опирается в своем творчестве и своей деятельности на реальную социальную действительность, отражает ее, анализирует, интерпретирует.

Источники информации

Источниками информации для журналистов служат: окружающая действительность (явления, находящиеся в поле зрения журналиста), сообщения информационных агентств, в т.ч. сетевых информационных лент (специализированные сайты в Интернете), пресс-служб государственных и муниципальных органов и учреждений, общественно-политических объединений, бизнес-структур и т.п., сведения, добытые добровольными и платными информаторами, нештатными сотрудниками, письма и телефонные звонки читателей, зрителей, слушателей и др.

Информация

Информация, как уже отмечалось, понятие многозначное, полифункциональное. Социальная информация относится к функциональному виду информации, которая присуща человеку. Информация в общем виде являет собой свойство, обратное неопределенности. Любое уменьшение неопределенности философы называют релевантной информацией. Носителями ее и являются сообщения средств массовой информации.

Информация приобретает форму, материализуется, когда попадает в текст, который адекватно воспринимается потребителем информации.

Текст

Понятие "текст", в том числе журналистский текст имеет неоднозначное толкование. Математик и  философ В.В.Налимов считает, например, что все смыслы мира закодированы на некоторой числовой оси, и проявляются через тексты в соответствии с определенной вероятностью. В.В.Богуславская в своей монографии приводит ряд наиболее часто встречающихся определений текста. Вот одно из них: Текст это - "некое упорядоченное множество предложений, объединенных различными типами лексической и грамматической связи, способное передавать определенным образом организованную и направленную информацию" и т.п.

Это определение текста как носителя информации вполне отвечает нашему посылу о материализации информации в тексте.

Журналистский текст Здесь излагаются некоторые рассуждения о журналистском тексте и его функциях И.В.Чередниченко. См.: Чередниченко В.И., Чередниченко И.В. Теория журналистики. Краснодар, 2002. представляет собой уникальное явление. С одной стороны, это продукт социально направленной деятельности журналиста, результат познания им окружающего мира и самого себя, осознания своего места в социуме; с другой – это процесс взаимодействия автора текста с аудиторией, по сути, это особый акт коммуникации.

Журналистский текст всегда "примитивнее" литературного, поскольку он всегда воспринимается на фоне (в контексте) описываемой действительности. Таким образом, действительность является одной из главных внетекстовых интерпретирующих структур для журналистских текстов.

Журналистский текст помимо основной информации, заложенной в него журналистом, несет в себе дополнительную, "избыточную", эмоциональную  информацию текстового и внетекстового свойства.

 

Жанры

Журналистский текст всегда рассматривается в определенной формально-содержательной структуре, называемой жанром.

Жанры журналистики – это своеобразные формально-содержательные модели текстов, сложившиеся в журналистской практике и обозначающие тип журналистского произведения.

В отечественной теории и практике сложились три группы жанров: информационные, аналитические и художественно-публицистические.

СМИ

Журналистское произведение представляет собой микротекст (деталь, кирпичик). Из набора таких микротекстов складывается номер газеты или журнала, программа радио и телевидения, представляющие собой носители собранной и обработанной информации, материализованной в текстах определенной жанровой модификации.

Средства массовой информации (СМИ) как носители подготовленной журналистами информации являются своеобразной упаковкой этого товара. Упаковка, как известно, должна быть привлекательной для покупателя, содержать в себе сведения о достоинствах товара и его производителя. Для СМИ этим целям служат дизайн газет и журналов, программ радио и телевидения; паралингвистические параметры: полиграфические характеристики макротекста, верстка, выбор шрифтов, оформление анонсов, заголовков, рубрик, лидов и т. п. (для печатных СМИ);  заставки, анонсирование программ, подбор дикторов и ведущих и т.п. (для программ телевидения и радио).

По видам СМИ делятся на печатные (газеты и журналы) и электронные (радио, телевидение, медиасайты в Интернете). Каждый из видов имеет многочисленные типологические модификации, характеризующие  его с точки зрения различных типоформирующих признаков: целевой аудитории, установок издателя и задач редакции, проблематики, структуры, паралингвистических параметров и т.д.

 

ТИПОЛОГИЧЕСКОЕ МОДЕЛИСОВАНИЕ СМК

Типологическое моделирование лучше рассмотреть не примере специализированной прессы, которая, в отличие от универсальной (для всех), имеет своим целевым назначением  более определенные аудиторные группы, сегментированные по социально-демографическим признакам и интересам в различных сферах жизнедеятельности человека, что соответствует широкой проблемно-тематической модификации типов этого вида изданий и специфичности ее социальных функций.

В качестве типообразующих признаков для специализированной газетной периодики мы принимаем следующие:

  • целевое назначение (адресность) [Ц];

  • запросы определенных аудиторных групп [А];

  • социально-демографическая и проблемно-тематическая направленность (содержание) [С];

  • специфика социальных функций [Ф].

Схематично структуру типообразующих признаков издания можно изобразить следующим образом (см.: рис 25): 


Рис.25.

Из схемы видно, что цели издания зависят от запросов аудитории и реализуются в проблемно-тематической, содержательной структуре и социальных функциях.

Параметры "целевое назначение" и "запросы определенных аудиторных групп" тесно коррелируют между собой. Для эмпирических исследований это "качество" вышеназванных типообразующих признаков, являющееся характерным именно для специализированной прессы (в отличие от универсальной), представляет в методическом плане определенные преимущества, т.к. "адресность" того или иного специализированного издания предполагает "узнаваемость" в более определенных чертах "своих" читательских групп.

"Социально-демографическая и проблемно-тематическая направленность" (область информационного внимания, предмет отражения) является типообразующим признаком, непосредственно вытекающим из первых двух. Главным образом, именно этот параметр выступает в качестве инструмента классификации специализированной прессы. С точки зрения эмпирического анализа он является наиболее информативным.

Типообразующий признак – "специфика социальных функций" основывается на функциональной шкале А.Н. Алексеева. Для типологического анализа специализированных газет мы выделяем следующие социальные функции в порядке их приоритетности:

  • обзорная, аналитическая, просветительская;

  • справочно-консультационная, рекламная;

  • развлекательная (рекреативная);

  • документирования, мобилизационная, контактная.

Помимо типообразующих признаков для типологической характеристики важны и такие параметры (типологические признаки), как объем, формат, тираж, периодичность, ареал распространения, система оформления, иллюстрации, жанровая палитра, язык и стиль текстов. Суммируя вышесказанное, попытаемся отобразить взаимосвязь типообразующих и типологических признаков графически (см.: рис 26):


Рис.26.

Где: СГ - тип специализированной газеты; Ц – целевое назначение; А – запросы определенных аудиторных групп; Ф – социальные функции; С – социально-демографическая и проблемно-тематическая направленность (содержание).

 

Определяющим типообразующим признаком являются "запросы определенных аудиторных групп" [А]. Этот признак включает в себя следующие параметры: возраст, пол, социальное положение, образование, сфера деятельности, потребности и увлечения, место жительства, язык.

"Запросы определенных аудиторных групп", в свою очередь влияют на выработку целевой концепции издания, его назначение (адресность) [Ц]. Этот типообразующий признак включает в себя учредителей (собственников, издателей), структуру редакции, авторов, экономические параметры, а также объем, формат, периодичность, тиражность, оформление, жанры, язык и стиль текстов.

Самой сложной для идентификации относительно специализированной прессы является ее четвертая типообразующая составляющая – "социально-демографическая и проблемно-тематическая направленность" (объект/предмет отражения, содержательная структура) [С]. Именно по этому признаку, в силу его информативности, определяется, классифицируется то или иное специализированное издание. Исследователи выделяют деловую (в т.ч., профессионально-отраслевую), аграрную, экономическую, национально-этническую, культурно-просветительскую, педагогическую (образовательную), семейную, спортивную, медицинскую, конфессиональную (религиозную), криминалистическую, эротическую, юмористическую прессу, а также прессу любительских увлечений (сад и огород, охота и рыбалка, кулинария, автомобили, видео, компьютеры, филателия, нумизматика и др.)

Эту методику типологического исследования с необходимыми рабочими коррективами можно применять и по отношению к другим средства массовой коммуникации. У каждого из видов СМИ есть свои достоинства и специфика.

Печатные СМИ

Пресса (газеты и журналы) позволяет читателю самому устанавливать темп и порядок восприятия, а при необходимости – вернуться к прочитанному, завести досье; печатные средства более аналитичны, а публицистические произведения, опубликованные в них, по языку, стилю, эмоциональности ближе к литературным произведениям. Для газет и журналов характерна "интерпретирующая" информация, специализация, адресность на определенные группы читателей (тогда как радио и телевидение вещают "для всех").

Радио

Сила радио – в его оперативности, в том, что оно распространяет свое влияние на те слои населения и на те территории, которые могут быть не охвачены другими средствами массовой информации. Радиосообщение, будь то музыка или устная речь, легко воспринимается в любых условиях, т.к. радио не требует такой концентрации внимания, как печать, телевидение или Интернет. Его можно слушать, одновременно занимаясь другим делом. Утренние и дневные часы – монополия радио: частые и короткие обзоры новостей может слушать и домохозяйка, и человек, работающий в офисе или на производстве, и водитель, и пассажир в дороге, и крестьянин в поле. Но когда наступает вечер, аудитория хочет сама увидеть события, о которых слышала по радио.

Телевидение

Для специфики телевидения характерны симультанность (от фр. simultane – одновременный; лат. simul – в одно и то же время), присущая  прямым передачам; лаконизм, "контурность" телевизионных изобразительных структур; личностный, доверительный характер общения, продиктованный особенностями контакта с телезрителем в домашней обстановке; программность, многосерийность телевидения (возможность выбора) и др.

Интернет

Медиасайты и -порталы в сети Интернет обладают многими качествами и достоинствами печати, радио и телевидения, хотя и не могут в полной мере заменить их. Для онлайн-журналистики характерны оперативность, постоянный  живой контакт с читателями, возможность непосредственного диалога с ними в режиме реального времени. Сегодня к 2000-м газет и журналов, представленных во всемирной паутине, присоединились и аудиовизуальные СМИ.

Каналы

Каналы – это технические средства тиражирования и доставки массовой информации. Новые компьютерные технологии и средства связи внесли значительные качественные изменения в полиграфию, в трансляцию и ретрансляцию аудио- и видеопрограмм. Спутниковое телевидение стерло все "телеграницы", кабельное телевидение сделало выбор зрителя более богатым и качественным, а мультимедийные технологии превращают массовое телевидение в индивидуальное средство информации и развлечения, интерактивный характер которого позволяет зрителю самому стать участником создания программ, вплоть до конструирования "виртуальной реальности" или "киберпространства". Компьютерная всемирная паутина, цифровые технологии, сотовая связь резко сократили путь информации во времени и пространстве.

Именно технические каналы, оснащенные новейшими технологиями, делают информацию массовой, доступной для всех, объединяя ее общими усилиями в единый информационный поток.

Массовая информация

Массовая информация – это журналистские сообщения, сконцентрированные (сгруппированные) в средствах массовой информации (на носителях информации), размноженные и доставленные массовой аудитории; иными словами, общезначимая и общедоступная социальная информация, с помощью (на основе) которой осуществляется коммуникация (процесс общения, выработки оценок и т.д.) в массах.

Массовая аудитория

Массовая аудитория, по определению Е.П.Прохорова, - это "та часть общества, на которую специально ориентировано определенное издание (или программа) и к которой оно постоянно обращено (расчетная аудитория), или которая действительно сформировалась вокруг данного издания и считает его "своим" (реальная аудитория). При этом, - отмечает автор, - многие представители аудитории в определенных ситуациях (когда пишут письма, звонят или приходят в редакцию, готовят для нее материалы, собирают информацию, консультируют журналистов и т.п.) выступают и в роли журналистов, которые точно так же, в свою очередь, оказываются аудиторией других средств массовой информации".  Добавим при этом, что и социальные институты, и корпорации (в лице их отдельных представителей или в целом)  также являются аудиторией СМИ.

Потенциально важным ориентиром творческой деятельности оказывается конечный результат – сила общественного влияния, выполнение той роли СМИ, которую образно называют "четвертой властью", по отношению, как к социальным институтам, так и к массовой аудитории.

 

 

ПОДСИСТЕМА УСВОЕНИЯ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Если в производственной подсистеме СМИ только установили контакт с аудиторией, то в подсистеме усвоения массовой информации как раз и происходит процесс взаимодействия с этой информацией, реализация функций текста СМИ, выработка отношения и оценок к конкретным сообщениям и к СМИ как их носителю, обсуждение этих сообщений в первичных и референтных группах, в коллективах и корпорациях, в социальных институтах и в обществе в целом.

Действенность и эффективность МК

Взаимодействие СМИ с аудиторией обычно связывают с действенностью и эффективностью массовой коммуникации. Именно восприятие сообщения СМК аудиторией можно обозначить как завершение процесса массовой коммуникации. Действительно, здесь реализуются цели коммуникатора; и здесь же находится начало коммуникативных начал, ибо именно аудитория авансирует формы и содержание коммуникации, покупая (подписываясь) газету или теле-, радиоприемник.

Е.П.Прохоров называет четыре возможных варианта воздействия СМИ на "потребителя":

- функциональное, когда поставленные задачи в целом реализованы адекватно;

- дисфункциональное, при котором результат оказывается противоположным желаемому;

- нефункциональное, если возникают неожиданные, не связанные с поставленной задачей результаты;

- афункциональное воздействие – нулевой итог, отсутствие каких-либо результатов

Разумеется, творческая деятельность должна быть нацелена на функциональные результаты.

Результативность журналистского творчества – одна из главных проблем. Под результативностью иногда понимают коммерческий успех, получение доходов. Это важная сторона деятельности в рыночных условиях. Однако высокая рентабельность любого канала МК напрямую зависит от высокой социальной результативности, которая и создает предпосылки коммерческого успеха.

Только осознав возможности воздействия своим творчеством на аудиторию и степень их модифицированного восприятия, коммуникатор может целенаправленно планировать свою деятельность, заранее прогнозируя ее результативность. Сама результативность зависит от степени адекватности восприятия аудиторией заложенных в тексте целевых установок коммуникатора (информационно-функциональных).

Е.П.Прохоров в понятии "результативность" выделяет две категории соответственно адресата:

1.)воздействие информации на массовую аудиторию он называет эффективностью (лат.  -  effectivus"производительный");

2.) результативность контактов с социальными институтами (воздействие на принятие решений ) – действенность.

Действенностью называют меру достижения непосредственного, сиюминутного эффекта, а эффективностью – отдаленные последствия. Высокая эффективность формирует в аудитории высокое доверие к СМИ, а высокая действенность способствует повышению их авторитета.

Доверие и авторитет – признаки влиятельности журналистики. Эффективность способствует действенности, а действенность усиливает эффективность.

Если действенность – это результат организаторской функции, реализуемой через социальные действия (СД) аудитории, то эффективность (лат.effectus – действие, впечатление, результат) имеет более глубокие и стойкие последствия, т.к. ее влияние остается в сознании и проявляется в поведении аудитории.

Массовое сознание и общественное мнение

Аудитория  - это типичный носитель массового сознания. Сосредоточившись на феномене массового сознания, - пишет Б.А.Грушин, мы сможем многое понять и объяснить в природе общения через СМИ. Оно не  имеет четкой структуры, ярких собственных черт, внутренних "перегородок" между составляющими его элементами. Этим оно резко отличается от группового сознания. Последнее гораздо более однородно и свойственно, например, представителям одной профессии, или жителям одного малого населенного пункта, или людям одного возраста. Наоборот, массовое сознание аморфно, возникает под влиянием ситуации и неустойчиво". Именно коммуникация порождает массовое сознание.

В недрах массового сознания кристаллизуется общественное мнение - отношение аудитории (скрытое или явное) к общественным событиям, к деятельности социальных институтов, различных групп, организаций, отдельных личностей, в том числе к характеру массовой информации и к самим СМИ.

Таким образом, передавая сообщения аудитории средства массовой коммуникации воздействуют на массовое сознание, видоизменяя, преумножая его с целью добиться определенных результатов в формировании общественного мнения (отношения) к тем или иным событиям, явлениям, деятельности социальных институтов и отдельных личностей.

"Черный ящик"

Массовое сознание, в силу своей неопределенности, аморфности, непредсказуемости, можно представить в виде своеобразного"черного ящика" "черный ящик" - термин, употребляемый главным образом в системотехнике для обозначения систем, структура и внутренние процессы которых  неизвестны или очень сложны; метод изучения  таких систем основан на исследовании их реакции на известные (заданные) входные воздействия (сигналы).. Ведь массовое сознание в рамках социума не имеет определенных границ, структуры, параметров; механизм его формирования и механизмы кристаллизации общественного мнения непознаваемы (а может быть, недостаточно изучены). Принцип действия "черного ящика" заключается в том, что поступающая в него информация (или продукт переработки) проходит через "неизвестный" (скрытый) процесс, в результате которого на выходе получается новая информация (или продукт). Положительные или отрицательные качества результата, полученного на выходе, поддаются оценке.

В нашем случае массовая информация со всеми ее свойствами, заложенными коммуникатором, проходит через "черный ящик" массового сознания, выдавая в качестве продукта общественное мнение, которое вполне измеримо и служит для коммуникатора управляющей информацией для корректировки своих действий по достижению поставленных целей и задач. В результате этих корректировок изменяется (структура, содержание, форма, методы и др. параметры) массовая информация и, в конечном счете, общественное мнение. Этот процесс идет беспрерывно.

Обратная связь

Механизм, анализирующий (измеряющий) параметры информации на выходе из "черного ящика" массового сознания и доставляющий ее коммуникатору, называется обратной связью.

Обратная связь в системном понимании – это воздействие результатов функционирования какой-либо системы (объекта) на характер этого функционирования. Если влияние обратной связи усиливает результаты функционирования, то такая обратная связь называется положительной; если ослабляет – отрицательной. Плюс и минус в этом определении не качественные оценки, а объективные параметры. В сложных системах целенаправленное усиление воздействия обратной связи может привести к дестабилизации системы, а ослабление, наоборот, к стабилизации ее.

Для системы массовой коммуникации эти положения особенно важны. Использование обратной связи для целенаправленной корректировки, формирования общественного мнения граничит с манипулятивной пропагандой, присущей системам журналистики, функционирующим в государствах с авторитарным или тоталитарным режимами правления. В демократических системах журналистики функции обратной связи должны служить внутренним потребностям самой системы, т.е. удовлетворению аудиторного спроса на разнообразную, всеохватывающую, объективную, правдивую информацию, поданную и доставленную потребителю в удобной для него форме, и выполняющую в полной мере свои социальные функции.

 


 
 

 

 

Вопросы
для обсуждения

 

Задание для самостоятельной работы

 

Список литературы

 
Написать web-мастеру

Допущено Южно-Российским УМО по классическому университетскому образованию
в качестве учебного пособия для магистрантов по направлению 031300 - журналистика