|
Желание расширить аудиторию
до массовой, с неопределенным множеством объектов
коммуникации, требует некого
"усилителя", канала передачи,
который сам по себе работает лишь в одну сторону (по
принципу клапана), не пропуская через себя реакции аудитории
в обратную сторону.
Поэтому
массовая коммуникация является односторонней коммуникацией с
ограниченными (опосредованными) возможностями обратной связи
(см.
рис. 3).
Рис.3.
Процесс восприятия массовой
информации, после ее дешифровки (ДИ), напоминает броуновское
движение молекул с его хаотичностью и непредсказуемостью:
каждый член массовой аудитории воспринимает информацию
по-своему, делится своими впечатлениями в семье, с друзьями,
товарищами по работе и т.д. В процессе такой коммуникации
реальная (закрепленная в сознании) информация и отношение к
ней будут разными у различных групп массовой аудитории.
Суммарный вектор этих восприятий и отношений и будет
составлять общественное мнение данной массовой аудитории.
Мы выделили лишь одно из
значений понятия
"информация" -
"сообщение-. Этимологическое
значение слова восходит к латинскому
information
- разъяснение, а информатор (informatory)
- образующий, воспитатель, просветитель. В свою очередь, оба
понятия берут начало от
in-formo
с множеством значений: придавать форму, вид, создавать,
делать, образовывать, лепить, устраивать, организовывать,
обучать, воспитывать, строить, мыслить, вообразить,
возникать в воображении.
Семантическая многозначность
исходного смысла слова
"информация" трансформировалась затем
в многозначность научных трактовок термина
"информация",
прочно закрепившегося в целом ряде наук. Так, Р.Ф.Абдеев
дает следующие толкования информации:
"обозначение
содержания, полученного от внешнего мира в процессе
приспособления к нему" (Винер);
"отрицание энтропии" (Бриллюэн);
"коммуникация и связь, в процессе которой устраняется
неопределенность" (Шеннон);
"передача разнообразия" (Эшби);
"оригинальность, новизна";
"мера
сложности структур" (Моль);
"вероятность выбора" (Яглом);
"отраженное разнообразие" (Урсул) и т.п.
"Информация" как
"сообщение"
наиболее соответствует журналистскому пониманию.
|
|
Понятие
"коммуникация»,
как и "информация", полисемантичное.
В латинском слове
communication
означает сообщение, связь, контакт, общение, соединение,
беседа, разговор, приглашение к разговору.
Коммуникатор (communicator)
– принимающий участие, соучастник.
|
Оба слова восходят к
communico – делать
общим, принимать участие, делить, примиряться, сообщать,
действовать заодно, беседовать, присоединять, добавлять,
вносить, связывать, соединять, общаться, иметь связи;
communion
- общность, соучастие, родственные связи, церковная общность,
единение, христианское причастие, укрепление, утверждение;
communities -
общность, общение, жизнь на общественных началах, общежитие,
общность интересов, связь, общественная жизнь, обязанности,
вытекающие из совместной жизни, общительность,
обходительность и приветливость.
И здесь, в силу
многозначности исходного смысла слова, теоретические
толкования термина
"коммуникация",
"коммуникавистика"
(communication)
опираются на
разные
семантические основы: маклюэнизм
главное внимание акцентирует на изучении коммуникаций как средств
связи; социологи – на системе межличностных, межгрупповых и
международных общений; теологи выделяют функцию коммуникации
как создание комьюнити - сообщества людей, объединенных
одной верой; семиотики занимаются анализом знаковой
атрибутики коммуникативно-информационных языков и т.п. Но
"главное
для коммуникавистики, - отмечает
Л.М.Землянова, - остается
восприятие коммуникации как социально-культурного
взаимодействия людей, групп, организаций, государств и
регионов посредством информационных связей".
Именно
информационно-коммуникативные отношения людей в социуме
являются главным фактором, наделяющим этим природным
свойством процессы массовой коммуникации.
Однако, чтобы процессы
коммуникации людей в социуме эволюционировали в систему
массовой коммуникации, одних природных
информационно-коммуникативных свойств недостаточно. Нужно,
чтобы сам социум (сообщество людей) научился использовать
этот природный дар коммуникации в своих целях, придав
коммуникации социальные функции, оснастив ее «инструментами
производства» и социальным органом потребления.
Главными составляющими в
процессе зарождения массовой коммуникации стали
социально-политические, идейные, экономические,
материально-технические и культурно-образовательные
предпосылки.
Их основное назначение:
-
социально-политические (возможность
использования информации в директивно-управленческих целях,
в том числе для формирования общественного мнения в пользу
правящей элиты);
-
идейные (использование
информации для пропаганды определенных
философско-мировоззренческих, религиозных и
социально-политических идей, возникающих и бытующих в
различных слоях населения в виде группового общественного
мнения);
-
экономические (возможность
использования информации для организации рыночного
пространства и продвижения товаров на нем, в том числе и
самой информации в качестве товара);
-
материально-технические (возможности
оперативного сбора, тиражирования и распространения
информации на доступных носителях и в удобной для читателя
форме);
-
культурно-образовательные
(подготовка потенциальной массовой аудитории к доступу и
восприятию информации).
|
|
При рождении и становлении
Массовой коммуникации все эти предпосылки станут ее главными системоформирующими факторами, определяющими типы систем и
типологию основных групп средств массовой информации.
|