МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ
(электронное пособие)

Е.В.Ахмадулин 









 
 

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ
ВОЗНИКНОВЕНИЯ МК
         

    Информационно-коммуникативные отношения

  Структура и механизм коммуникации

   

СТРУКТУРА И МЕХАНИЗМ КОММУНИКАЦИИ

 

        Межличностная коммуникация
        Групповая коммуникация
       
Массовая коммуникация

 

Массовая коммуникация

Желание расширить аудиторию до массовой, с неопределенным множеством объектов коммуникации, требует некого "усилителя", канала передачи, который сам по себе работает лишь в одну сторону (по принципу клапана), не пропуская через себя реакции аудитории в обратную сторону.

Поэтому массовая коммуникация является односторонней коммуникацией с ограниченными (опосредованными) возможностями обратной связи (см. рис. 3).


Рис.3.

Процесс восприятия массовой информации, после ее дешифровки (ДИ), напоминает броуновское движение молекул с его хаотичностью и непредсказуемостью: каждый член массовой аудитории воспринимает информацию по-своему, делится своими впечатлениями в семье, с друзьями, товарищами по работе и т.д. В процессе такой коммуникации реальная (закрепленная в сознании) информация и отношение к ней будут разными у различных групп массовой аудитории. Суммарный вектор этих восприятий и отношений и будет составлять общественное мнение данной массовой аудитории.

 

Понятие "информация" 

Мы выделили лишь одно из значений понятия "информация" - "сообщение-. Этимологическое значение слова восходит к латинскому information - разъяснение, а информатор (informatory) - образующий, воспитатель, просветитель. В свою очередь, оба понятия берут начало от in-formo с множеством значений:  придавать форму, вид, создавать, делать, образовывать, лепить, устраивать, организовывать, обучать, воспитывать, строить, мыслить, вообразить, возникать в воображении.

Семантическая многозначность исходного смысла слова "информация" трансформировалась затем в многозначность научных трактовок термина "информация", прочно закрепившегося в целом ряде наук. Так, Р.Ф.Абдеев дает следующие толкования информации: "обозначение содержания, полученного от внешнего мира в процессе приспособления к нему" (Винер); "отрицание энтропии" (Бриллюэн); "коммуникация и связь, в процессе которой устраняется неопределенность" (Шеннон); "передача разнообразия" (Эшби); "оригинальность, новизна"; "мера сложности структур" (Моль); "вероятность выбора" (Яглом); "отраженное разнообразие" (Урсул) и т.п. "Информация" как "сообщение" наиболее соответствует журналистскому пониманию.

Понятие "коммуникация"  

  Понятие "коммуникация», как и "информация", полисемантичное.
В латинском слове
communication означает сообщение, связь, контакт, общение, соединение, беседа, разговор, приглашение к разговору.

Коммуникатор (communicator) – принимающий участие, соучастник.

 Оба слова восходят к communico – делать общим, принимать участие, делить, примиряться, сообщать, действовать заодно, беседовать, присоединять, добавлять, вносить, связывать, соединять, общаться, иметь связи; communion - общность, соучастие, родственные связи, церковная общность, единение, христианское причастие, укрепление, утверждение; communities - общность, общение, жизнь на общественных началах, общежитие, общность интересов, связь, общественная жизнь, обязанности, вытекающие из совместной жизни, общительность, обходительность и приветливость.

И здесь, в силу многозначности исходного смысла слова, теоретические толкования термина "коммуникация", "коммуникавистика" (communication)    опираются    на       разные семантические основы: маклюэнизм главное внимание акцентирует на изучении коммуникаций как средств связи; социологи – на системе межличностных, межгрупповых и международных общений; теологи выделяют функцию коммуникации как создание комьюнити - сообщества людей, объединенных одной верой; семиотики  занимаются анализом знаковой атрибутики коммуникативно-информационных языков и т.п. Но "главное для коммуникавистики, - отмечает Л.М.Землянова, - остается восприятие коммуникации как социально-культурного взаимодействия людей, групп, организаций, государств и регионов посредством информационных связей".

Коммуникация и социум  

Именно информационно-коммуникативные отношения людей в социуме являются главным фактором, наделяющим этим природным свойством процессы массовой коммуникации.

Однако, чтобы процессы коммуникации людей в социуме эволюционировали в систему массовой коммуникации, одних природных информационно-коммуникативных свойств недостаточно. Нужно, чтобы сам социум (сообщество людей) научился использовать этот природный дар коммуникации в своих целях, придав коммуникации социальные функции, оснастив ее «инструментами производства» и социальным органом потребления.

Предпосылки рождения массовой коммуникации  

Главными составляющими в процессе зарождения массовой коммуникации стали социально-политические, идейные, экономические, материально-технические и культурно-образовательные предпосылки.

Их основное назначение:

  • социально-политические (возможность использования информации в директивно-управленческих целях, в том числе для формирования общественного мнения в пользу правящей элиты);

  •  идейные (использование информации для пропаганды определенных философско-мировоззренческих, религиозных и социально-политических идей, возникающих и бытующих в различных слоях населения в виде группового общественного мнения);

  •  экономические (возможность использования информации для организации рыночного пространства и продвижения товаров на нем, в том числе и самой информации в качестве товара);

  •  материально-технические (возможности оперативного сбора, тиражирования и распространения информации на доступных носителях и в удобной для читателя форме);

  •  культурно-образовательные (подготовка потенциальной массовой аудитории к доступу и восприятию информации).

При рождении и становлении Массовой коммуникации все эти предпосылки станут ее главными системоформирующими факторами, определяющими типы систем и типологию основных групп средств массовой информации.

 
 

Вопросы
для обсуждения

 


Задание для самостоятельной работы

 

 

Список литературы

 
Написать web-мастеру

Допущено Южно-Российским УМО по классическому университетскому образованию
в качестве учебного пособия для магистрантов по направлению 031300 - журналистика